Техника живописи и скульптурные приемы        04 марта 2012        55         0

Искусство греческого города-государства (7-4 вв. до н. э.)

iskusstvo-goroda-gosudarstvaС конца 8 в. до н. э. древнегреческое общество переходит на классовую стадию развития. Создается город-государство, или полис, возникновение которого было подготовлено всем ходом предшествующего развития греческого общества. В широком смысле весь период от конца гомеровской Греции до возникновения эллинистических монархий в конце 4 в. до н. э. представляет из себя одну историческую эпоху — эпоху сложения, расцвета и упадка первой (полисной) стадии античного рабовладельческого общества.

Переход от геометрического орнаментализма к пластически значительным формам искусства, от объективной безличности и универсальности образов эпоса к более индивидуализированно понятому душевному состоянию лирики, постепенная кристаллизация вокруг возникающей монументальной архитектуры величественной системы пластических образов, воплощающих представления о красоте и совершенстве человека, — все эти процессы были неразрывно связаны с формированием полиса. Именно греческому полису обязана человеческая культура такими понятиями, как «личность», «свобода», «общественный дух» и «гражданская общность». Наиболее полно эти идеалы раскрылись в полисах, где возобладал демократический строй. Вместе с тем даже там, где рабовладельческая демократия не получила последовательного осуществления, свободный грек мыслился как член общества, как гражданин, а не бесправный подданный.

В полисе человек осознавался в той мере человеком, в какой он являлся членом коллектива. Для пего была только одна альтернатива: раб, бесправный изгнанник (изгнание являлось одной из самых тяжких кар) или свободный член полиса. Поэтому для древнего грека его деятельность как члена полиса представлялась органически свойственной человеку формой существования, которая отличала его от раба и делала, следовательно, «полностью» человеком.

Художественная культура полиса проходит в своем развитии несколько этапов. Первый этап — это время становления первого расцвета полиса и его культуры, эпоха архаики (7-6 вв. до н. э.).

Второй этап связан с наиболее полным раскрытием тех возможностей, которые были заложены в полисной системе. Этот этап — время ранней и высокой классики — начинается с греко-персидских войн, сыгравших решающую роль в развитии общественного самосознания эллинов, и продолжается до конца 5 в. до н. э.

Третий этап — поздняя классика — несет в себе признаки разложения полиса и завершается образованием великой империи Александра Македонского.

Искусство архаики

Архаика — эпоха наивысшего напряжения, мощнейшего раскрытия творческих сил народа Греции.

Ранняя архаика (7 — начало 6 в. до н. э.) — время поэтапного изжития и преодоления более древнейших форм художественного сознания, тесно связанного с доклассовой стадией. Эго также время, когда шла борьба за тот путь развития рабовладельческого общества и его культуры, который привел к победе собственно античного, а не древневосточного его варианта.

Зрелая архаика — период утверждения неповторимого своеобразия культуры полиса на самой ранней стадии его развития. Вместе с тем это время постепенного накопления тех тенденций, которые привели к кристаллизации классического идеала в искусстве. Но было бы неверно рассматривать архаику только как переходную эпоху к классической поре. Архаика и классика — две качественно различные стадии в эволюции культуры греческого полиса.

Одним из важнейших достижений художественной культуры архаики является своеобразное решение проблемы синтеза архитектуры и скульптуры. Первое время это решение основывалось на растворении пластического образа в полихромном декорировании плоскостей, отводимых для изображений. Позже (с середины 6 в. до н. э.) архаические мастера создают скульптурные группы, проникнутые суровой энергией, структура человеческого тела выявляется в них с лапидарной силой, а образ не теряется в архитектурной среде. Характерно, однако, что, в отличие от скульпторов классики, мастера архаики жестко подчиняют скульптурный образ ритмам и масштабам архитектуры.

Осознание обобщенно-героического образа человека как высшей эстетической и этической ценности явилось великим завоеванием архаики.

Архаические художники пролагали в этом дорогу искусству классики, причем их понимание красоты человека и эстетической природы искусства осталось по-своему неповторимым. Мастер архаики видел красоту образа человека в постоянности его духовного состояния, в устойчивости пребывания образа в обтекающем его потоке жизни. Упругая напряженность силуэта, могучая ясность обобщенных форм, жесткое «противостояние» окружающей среде, торжественно ясная красота воплощенного в камень человеческого тела придавали необычайную внутреннюю силу, определяли огромную эстетическую активность архаических образов.

Мастер архаики строил фигуру, выявляя ее архитектоническую конструкцию: упругие, поддерживающие груз тела ноги, стройные крепкие бедра, могучую массу груди, колонну шеи и венчающий архитектуру тела объем головы. При этом он подчеркивал и эстетическую выразительность материала — крепость камня, его весомость, красоту, достигая равновесия между красотой образа прекрасного человека и красотой эстетически преображенного предмета.

Важную роль в архаической скульптуре, особенно при создании более богатых по ритмам женских статуй, приобретало утонченное использование музыкально-декоративной красоты складок и драпировок. Звучная раскраска не только придавала декоративность статуе, но имела и образно-поэтическое значение.

Строгая энергия силуэта мужских и женских статуй, упругое напряжение архаической улыбки, предельно обобщенно передающей состояние спокойной радостности, было воплощением идеала «калокагатии»-ясной гармонии телесно и духовно совершенного человека. Сформировавшийся первоначально в кругу античной аристократии, а затем переосмысленный в ходе развития культуры полиса, он воплотил этико-эстетические представления новой человеческой личности.

Классика преодолела в архаике то, что с точки зрения следующего этапа в эволюции художественного сознания воспринималось как начало, ограничивающее возможности искусства. Классика создала более богатое и в целом более гармонически совершенное искусство, но создала ценой естественной и неизбежной утраты того сочетания наивной утонченности и могучей цельности образа, той особо проясненной монументальной декоративности, которая составляла обаяние архаики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *