Техника живописи и скульптурные приемы        07 июня 2015        130         0

Искусство и зрительные требования

Создавая свои произведения в соответствии с математическими пропорциями и геометрическими формами, греки в некоторых случаях от них отступали. Эти отступления были достаточно частыми, чтобы не быть сознательными и целенаправленными. В их основе лежал отчетливый эстетический умысел. Причем некоторые такие отступления были вызваны приспособлением форм к возможностям человеческого видения. Диодор Сицилийский писал, что именно этим искусство греков отличалось от египетского искусства, которое устанавливало свои пропорции безотносительно к требованиям зрения. Принимая во внимание оптический момент, греки хотели таким образом воспрепятствовать оптическим деформациям. Нарисованным или изваянным фигурам греки придавали неправильные формы сознательно, зная, что именно в таком виде они будут казаться правильными.

Так они поступали в живописи, в частности в театральной. Поскольку декорации были предназначены для того, чтобы на них смотреть издалека, то древние греки рисовали их иначе, чем станковые картины. Именно с тех времен живопись, учитывающую законы перспективы, стали называть скенографией (от «skene» — сцена). Начиная с V века встречается импрессионистская манера живописи, когда художники располагают свет и тени таким образом, чтобы создать иллюзию действительности, хотя вблизи такая живопись смотрится в виде бесформенных пятен, на что указывал и в чем упрекал художников Платон. Такую импрессионистскую живопись греки называли скиаграфией (от «skia» — тень).

Искусство и зрительные требования

Аналогичные методы использовались и при создании скульптур больших размеров либо установленных очень высоко. Формы статуи Афины Фидий, например, деформировал сознательно, поскольку предполагал водрузить ее на колонне. Точно так же поступали архитекторы, в их искусстве эти приемы приобрели особое значение. Так, в дорических храмах V века середину колонны делали более толстой. Боковые колонны делались с наклоном — для того чтобы выглядели они более прямыми. Поскольку освещенные колонны кажутся тоньше затененных, то, для того чтобы создать впечатление, что все они одинаковой толщины, освещенные колонны утолщали, а колонны, находившиеся в тени, делали более тонкими. Архитекторы поступали так потому, как впоследствии говорил Витрувий, что «ошибку глаза надо исправлять посредством теории». Согласно выводам польского ученого Стулиньского, греки применяли не линейные, а угловые пропорции. Постоянной величиной были не колонна и антаблемент, а углы, под которыми они (с какой-то выбранной точки) были видны. Следовательно, величины колонны и антаблемента должны были изменяться в зависимости от их расположения выше или дальше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *