Обработка металла        12 мая 2013        81         0

Искусство обработки металла

Искусство обработки металла занимает одно из первых мест в истории русского декоративного искусства, как и в истории западноевропейских искусств. Широта самой области применения металла в декоративном творчестве — от сложных и громоздких архитектурных конструкций в виде дверей, предметов мебели и пр. и до тончайших и мельчайших изделий ювелирного искусства — обеспечивала именно этой отрасли декоративного искусств особенно широкое применение и распространение. С другой стороны, возможность разнообразной обработки металла, как материала, обусловливала создание и развитие большого числа технических отраслей этой обработки. Отливка, чеканка, ковка, штамповка, резьба, насечка, гравировка, чернение, соединение с эмалью, драгоценными камнями, живописью, плетение из металлических нитей и вышивание ими — порождали громадное разнообразие направлений и школ, обилие мастеров и мастерских, непрерывное художественное и техническое творчество.

Искусство обработки металла

Как и повсюду, в ранние свои эпохи это декоративное искусство, прежде всего, обслуживало религиозные нужды народа, несло в дар церкви высшие свои завоевания, драгоценные достижения. За церковью, в ряду главнейших «потребителей», следовали великие князья и цари, двор, высшие слои боярства и так, постепенно спускаясь по общественной лестнице, искусство металла достигало самых низов, конечно, в наиболее скромных по ценности материалов произведениях. Искусство металла, по самой своей природе, — искусство аристократическое, искусство общественных верхов. Но оно было аристократическим и по духу, по высоте и тонкости достижений, рафинированности художественных вкусов и приемов. Именно в его произведениях всего убедительнее и бесспорнее наличие русского декоративного искусства, его права на видное место в истории европейской культуры.

Мечты о возможности хронологически последовательного, систематического построения истории русского декоративного искусства, еще долго оставалось мечтами, — так мало было сделано в этой области и такая бесконечная очередь вопросов стояла перед исследователями. Наиболее богатая по литературе отрасль — искусство обработки металла — не составляет исключения из этого печального общего прямила, и здесь возможен только историко-эстетический обзор памятников, не претендующий на полноту и последовательность.

Этот обзор памятников искусства металла всего удобнее начинать с искусства эмали, являющегося своего рода вершиной технических знаний и характерного наибольшей напряженностью художественной изобретательности русских мастеров. К тому же, именно в этой области наиболее внушительно было продемонстрировано русское мастерство на выставке древнерусской эмали, устроенной в московской Оружейной Палате и многое осветившей в истории эмальерного искусства вообще.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *