Техника живописи и скульптурные приемы        15 января 2014        67         0

Искусство Пантикапея и Крыма античного времени

Значительная часть памятников античного искусства Северного Причерноморья находится в Крыму или происходит оттуда. В древности на берегах Крыма был целый ряд античных городов, на этом же полуострове обитали многолюдные местные племена — первоначально киммерийцы, а затем скифы и тавры. Древнейшими из этих обитателей были киммерийцы, жившие в начале I тысячелетия до н. э. в Крыму.

Художественная деятельность киммерийцев мало известна. О ней можно судить по примитивным каменным изваяниям, обнаруженным в одном из небольших боспорских городов (Дии-Тиритаке), заложенным в стену более позднего времени. Эти изваяния представляют грубо отесанные плиты, одной из них придан облик мужской, а другой — женской фигуры. Сооружением киммерийцев, возможно, является стена, обрамляющая Золотой курган под Керчью, представляющая монументальную циклопическую кладку.

В Северном Причерноморье в VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены скифами. Эти воинственные скотоводы-номады создали своеобразное искусство, тесно связанное с их кочевым бытом. Их художественные изделия служили для украшения одежды, парадного оружия и сбруи коней. Нужно думать, что это искусство связано было тесно с религиозными представлениями скифов и имело магическое значение. Сюжетом служили сильно стилизованные, полные динамики, экспрессивные изображения животных, нередко хищников или фантастических существ. Их изображали нападающими друг на друга, свернувшимися в клубок или в момент прыжка на бегу.

Примером скифского искусства может служить одна из находок в кургане V в. до н. э., вскрытом вблизи Симферополя («Золотой курган») — эта ажурная бронзовая бляха представляет свернувшегося кольцом хищного зверя.

Наибольшую роль в искусстве Крыма в античное время играли города, основанные греками, особенно Пантикапей, находившийся на месте Керчи. Пантикапей, возникший примерно во 2-й четверти VI в. до н. э., являлся крупнейшим центром Крыма включительно до IV в. н. э. Первоначально это был обычный греческий полис, т. е. город-государство. Он с 480 г. до н. э. стоял во главе объединения греческих городов, находящихся по берегам Киммерийского Боспора (Керченского пролива), а во 2-й четверти IV в. до н. э. в государство Боспорское вошли Феодосия и ряд местных племен. IV в. до н. э. слыл временем расцвета Боспорского государства и его искусства, так же с этого времени в культуре Пантикапея постепенно усиливалась роль местных элементов.

Пантикапей был расположен на довольно высокой горе, ныне носящей наименование горы Митридата. В основу планировки города была положена система террас с подпорными стенами, опоясывавшими гору со всех сторон. Вершину горы занимал акрополь, не очень сильно возвышавшийся над жилыми кварталами города. Основанием стен и башен акрополя местами служили выходы материковой скалы, отвесно отесанные на высоту более 3 м, в силу чего эти укрепления были несокрушимы для стенобитных орудий античного времени.

Раскопками XIX и XX вв. обнаружено много фрагментов различных зданий, повествующих о том, что в Пантикапее, как и в других античных городах, парадные постройки выполнялись в ордерах. Можно заключить, что на вершине горы еще в VI в. до н. э. сооружен был обширный храм ионийского ордера, вероятно посвященный богу Аполлону, покровителю полиса. В одном из общественных зданий II в. до н. э. найдены колонны коринфского ордера с раскрашенными капителями, весьма напоминающими по форме капители пилястр.

Особенностью храмового зодчества Пантикапея, видимо, было применение сравнительно крутых двускатных крыш, что можно заключить по изображениям зданий на рельефах и монетах.

Весьма разнообразны погребальные сооружения Пантикапея. В IV в. до н. э. насыпались большие курганы, заключавшие монументальные каменные склепы. Особый ход — дромос — вел в прямоугольную или квадратную в плане камеру для погребений, имевшую перекрытия в виде уступчатого свода, сооружавшимся посредством напуска рядов плит из камня. Эти простые по формам сооружения отличаются монументальностью и величием, подобающим усыпальнице героизированного умершего.

Наиболее значительным из таких сооружений является склеп Царского кургана пол Керчью. Длинный дромос ведет к квадратной почти камере, с перекрытием уступчатого свода. Этот свод сооружен посредством напуска камней сначала в углах камеры, выше этот напуск постепенно переходит в круглое в плане высокое конусовидное перекрытие.

Помимо уступчатых склепов, на Боспоре сооружались также склепы, перекрытые сводом полуциркульным, выложенным из клинчатых камней.

Большое распространение получили в первых веках н. э. вырытые в глине или прямо в скале высеченные погребальные комнаты с почти плоским потолком, имевшие по стенам лежанки для покойников.

Раскопки Пантикапея дали многочисленные образцы стенных росписей, а равно и относящихся к первым векам н. э. облицовочных плиток белого, цветного, и пестрого мрамора.

Древнейший из известных нам расписных склепов Пантикапея относится примерно к концу IV в. до н. э. Его роспись навеяна была отделкой стен жилого дома. Нижний пояс стен был окрашен в белый цвет, отвечая каменному цоколю; верхние части, покрытые широкими полосами желтого и красного цвета, как бы отвечали штукатурной облицовке стен, построенных из сырцовых кирпичей. Стены увенчаны нешироким фризом, представляющим деревянную балку, на которой развешаны на гвоздях различные предметы спортивного обихода: для масла сосуды, натирались маслом атлеты, стригиль, венки и повязки, которыми увенчивались победители. В жилых домах сырцовые стены завершались подобными деревянными балками, служившими основанием для перекрытий.

Богаче и пышнее были росписи домов II в. до н. э., дошедшие до нас в многочисленных фрагментах. По характеру они близки росписям делосских домов, относящихся к тому же времени. Стена изображалась как бы сложенной из рядов квадров желтого, красного и черноватого цвета, а также расписанных под пестрый мрамор, с пластически выделенными краями. Ряды квадров перемежались горизонтальными поясами орнаментов: киматия, ов, плетенки, растительных мотивов. Стену увенчивал меандровый фриз и карниз, исполненные пластически или только росписью.

Значительное число расписных склепов относится к поздним векам до н. э. и начальным векам н. э. Примерно рубежом I в. до н. э.— I в. н. э. датируется склеп Анфестерия, сына Гегесиппа. Роспись нижней части стен этого склепа представляет квадровую кладку; выше на одной из стен имеется сцена из жизни покойника, со своей семьей находящегося в степи; вооруженный, в сопровождении конных слуг он приближается к юрте, в которой живет его семья. Нужно думать, что эта сцена навеяна бытом пантикапейцев того времени, когда среди обитателей боспорской столицы появилось много выходцев из сарматских племен, что и наложило печать на быт и занятия пантикапейцев. Часть их стала заниматься выездным земледелием и выпасом скота в далеких степях Крымского полуострова.

К первой половине I в. н. э. относится небольшой пантнкапейский склеп, с перекрытием в виде полуциркульного свода. Верхняя часть стен его увенчана карнизом, исполненным росписью. Посредине плафона — круглый медальон с бюстом Деметры, богини земледелия и заупокойного культа. В люнете против входа изображено похищение Коры Плутоном, а по сторонам входа — Гермес, отводящий души умерших в преисподнюю, и Калипсо, покрывающая их покрывалом смерти. Таким образом, все мотивы росписи склепа связаны с античными представлениями о загробном мире.

Иной характер носит большая часть сцен, представленных в склепе 1-й половины II в. н. э., найденном в 1872 г. Роспись нижних частей стен подражает богатой облицовке в виде инкрустации разноцветными породами камня. Между вертикальными пилястрами находятся разноцветные поля, разделенные на ромбы, круги и звездообразные фигуры. В верхней части стен изображены различные композиции, среди которых особенно интересны военные сцены. Покойник представлен сражающимся на коне верхом в тяжелом сарматском снаряжении.

В 1900 г. в Керчи был найден саркофаг конца I — начала II в. н. э., внутренние стороны стенок которого были украшены росписью, что придаст ему сходство с расписанным склепом в миниатюре. Среди изображений на нем имеется сцена, представляющая живописца в мастерской. Работает он в технике энкаустики, т. е. росписи восковыми красками. Рядом с художником находятся ящичек с отделениями для красок, жаровня, на которой он нагревает свои инструменты, и мольберт на трех ножках. На стене висят исполненные живописцем картины, видимо портреты его современников; один из них в узкой квадратной рамке, два других вставлены в более пышные круглые рамы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *