Теоретические вопросы        18 июля 2012        78         0

Искусство Раннего царства

Египет (Начало III тысячелетия до н. э.)

Ранним царством в истории Египта называют период, последовавший за созданием единого государства около 3000 г. до н. э. и охватывавший годы правления I и II династий. К этому времени в долине Нила сложилось примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация объединенного в сельские общины свободного населения. Во главе государства стоял фараон, опиравшийся на верхушку родовой рабовладельческой знати. Однако объединение страны не было еще достаточно прочным, происходили отпадения и новые присоединения тех или иных территориальных федераций.

Время Раннего царства разительно отличается от периода предыдущего. Шел первый этап истории нового рабовладельческого государства, сменившего устаревший первобытнообщинный строй, — этап поисков и создания новых таких форм, которые бы соответствовали совершенно новым общественным отношениям. Образование единой системы искусственного орошения, значительное расширение посевных площадей, возможность использования в едином государственном хозяйстве особенностей хозяйств отдельных областей, развитие скотоводства, рост техники, и в частности широкое овладение обработкой меди и применение медных орудий, — все это расширяло и облегчало путь борьбы человека за свое существование.

Одновременно менялись семейные отношения, правовые нормы, нащупывались новые пути развития культуры и искусства. И в то же время из прошлого тянулись цепкие нити пережитков, накладывавших свой отпечаток на различные стороны жизни. Сохранение всех ведущих должностей государственного аппарата в пределах рода правящего царя, особое положение самого главы государства, считавшегося существом сверхъестественным, множество не только религиозных, но просто колдовских обрядов и запретов, связанных со всем обиходом царя и ставивших его подчас в зависимость от его же родовой верхушки, — все это и многое другое уходило своими корнями в далекое прошлое первобытнообщинных отношений. Особенно прочно удерживались различные пережитки в религиозных верованиях, в представлениях о причинах возникновения и взаимосвязи явлений природы, в понимании роли человека по отношению к этим явлениям, в поисках способов борьбы с ними.

Столицей государства был Мемфис, основанный, по преданию, при объединении Египта в начале Дельты Нила. Выгодное расположение города способствовало его быстрому росту и тому, что он имел большое значение в истории египетской культуры. Именно его памятники сохранили древнейшие произведения египетской литературы, здесь сложилось одно из важнейших религиозно-философских учений Египта, связанное с почитанием местного бога Птаха. Мемфис рано стал ведущим художественным центром и внес огромный вклад в развитие египетского искусства.

Существовали и другие города. Некоторые из них ранее стояли во главе крупных территориальных объединений: Буто и Нехен (Иераконполь) были столицами юга и севера нильской долины, Саис — западной части Дельты с ее полу ливийским населением. Утратив свое ведущее политическое значение, такие города оставались столицами областей, а подчас и сохраняли роль древнейших священных центров, как, например, Ону. Иногда же город выдвигался благодаря особому расположению, как это было с Коптосом, лежавшим у начала кратчайшего пути от Нила к Красному морю и ценным рудникам.

Главные города областей также играли видную роль в развитии художественной жизни страны. Здесь сосредоточивалось ремесло, развивалось строительство гражданских и культовых зданий, около городов располагались некрополи.

Наш обзор искусства Раннего царства мы начнем с архитектуры. К сожалению, ни дворцы, ни дома времени Раннего царства почти не сохранились, и это понятно, поскольку из-за соответствующих климатических условий на всем протяжении истории Древнего Египта они строились из непрочных материалов — дерева, кирпича-сырца, глины и тростника, к которым лишь впоследствии для отдельных деталей был добавлен камень.

Однако восстановить общий облик жилищ различных слоев населения все же возможно благодаря найденным при раскопках остаткам таких жилищ, по их изображениям на памятниках и в виде иероглифов, а также вследствие того, что формы этих жилищ отразились в дошедших до нас культовых сооружениях и предметах.

Беднейшие слои населения продолжали жить в хижинах из сырцовых кирпичей или из тростника. Дома более зажиточных людей отличались своими размерами, их окружал двор, обнесенный стеной из кирпича-сырца. Перед входом в дом обычно устраивали навес.

Тип дворца Раннего царства начал складываться еще в конце предыдущего периода. Изображения дворцовых фасадов «серех» сохранились на ряде памятников I династии, лучшим из которых является известная стела царя Джета, найденная в Абидосе (Лувр).

Искусство Раннего царства

Стела Джета. Известняк.

Имя Джета — иероглиф большого змея — вписано здесь в прямоугольник над дворцовым фасадом. Выше помещена фигура бога Гора в образе сокола — одного из древнейших божеств, земным воплощением которого считались фараоны. То, что фасад дворца был избран эмблемой царя, объясняется тем значением, которое придавалось дому фараона как жилищу живого божества.

Дворцы строились из деревянных вертикально и горизонтально положенных бревен, к которым прикреплялись тонкие планки, располагавшиеся самыми разнообразными способами. Это придавало фасаду большую декоративность, которая усиливалась пестрыми тростниковыми плетениями. Крыши дворцов были плоскими, как и вообще в Египте, где незначительные осадки делали ненужными двускатные кровли.

Искусство Раннего царства

 Фасад дворца. Реконструкция.

Облик дворцов помогают представить и царские саркофаги, считавшиеся как бы жилищами умерших фараонов. Такой же вид имели и саркофаги царских родичей, а позднее и других лиц. Хотя большинство подобных памятников относится к несколько более позднему времени — периоду Древнего царства, однако общий их вид настолько близок к изображениям дворцов I-II династий, что мы имеем право привлечь их при изучении структуры древнейших дворцов.

Наиболее показательным образцом может служить известный саркофаг фараона IV династии Микерина, — на продольной стороне которого имеются изображения трех парадно оформленных дверей, разделенных сложными панелями. Саркофаг увенчан характерным египетским карнизом, а каждая стена обрамлена валиком, воспроизводящим ту деревянную основу, на которую при помощи веревок прикреплялись плетеные стенки древних тростниковых святилищ.

Искусство Раннего царства

Саркофаг Микерина

Постепенно дворцы начали строить из кирпича-сырца, как это видно по остаткам дворцов в Абидосе и Нехене. Территорию, которую занимал каждый из найденных в Абидосе дворцов с окружавшим его большим двором, обносили двойной стеной. Вторая, внутренняя стена была декорирована чередующимися выступами и нишами, причем вдоль восточной стороны, обращенной к Нилу, выступы и ниши образовывали более сложные сочетания. Дворец, расположенный в северо-восточном углу большого двора, был тоже декорирован выступами и нишами, с выделением главного, восточного фасада. Относительно планировки и назначения внутренних помещений дворцов пока ничего определенного сказать нельзя.

Культовые сооружения времени Раннего царства сохранились лучше, хотя и в этой области зодчества достаточный материал имеется только по гробницам царей и частных лиц, облик же святилищ приходится в основном также реконструировать. Причиной этого является опять непрочность материалов, из которых, в противоположность гробницам, сооружались и эти здания.

Судя по воспроизведению ритуальных сцен, вырезанных на особых табличках из слоновой кости или камня, а также на печатях, святилища начала Раннего царства, в которых помещались культовые изображения божеств и фетиши, а может быть и почитавшиеся священными животные, делались все еще из тростника. То, что именно такого характера сооружения дольше всего сохраняли древний облик, вполне понятно, поскольку все связанное с религиозными представлениями и обрядами является наиболее консервативной областью идеологии и труднее поддается изменениям и новшествам.

Эти святилища были различны по виду. Молельни бога-шакала Анубиса отличались от молелен богини Нейт, богов Сета, Мина или других божеств, не говоря уже об особенностях построек, связанных с почитанием бога-крокодила Себека. В то же время некоторые общие черты имелись в святилищах божеств Северного Египта, с одной стороны, и Южного — с другой. Эти общие черты сохранялись и позже, иногда даже в облике каменных зданий.

Большинство древнейших святилищ сооружалось из тростниковых плетений, накреплявшихся на тростниковую или на деревянную основу. Такие постройки имели гораздо более декоративный вид, чем это заметно на их изображениях, тем более что искусство плетения, развивавшееся в долине Нила в течение веков, ко времени Раннего царства достигло высокого мастерства. На примере современных тростниковых построек в Центральной Африке можно убедиться, какие удивительные эффекты достигаются при столь простых материалах.

Консервативность облика культовых построек обусловила то обстоятельство, что и позже, при развитии монументального каменного зодчества, святилища богов и молельни для празднеств или иных ритуальных обрядов сохраняли древнейший облик. Не только ряд декоративных средств, но и некоторые основные конструктивные приемы построек древнейших тростниковых святилищ стали обязательными и при этом характернейшими элементами декорировки даже каменных сооружений в течение всей истории Древнего Египта. Таково, например, было происхождение постоянной формы египетского карниза, выступов дверей, некоторых орнаментальных фризов и пр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *