Техника живописи и скульптурные приемы        28 мая 2013        80         0

Искусство выделки изразцов

Потребность расцветить белые глади фасадных стен здания и украсить такой утилитарный предмет, как печь, — повели в древней Руси к развитию особой отрасли керамики: производству расписных и фигурных изразцов, особенно высоко стоявшему в никоновских мастерских Воскресенского монастыря.

В архитектуре изразцы применялись для устройства фризов-поясов на церквах, иногда для облицовки барабанов церковных глав, для украшения входов-крылец и вообще для украшения фасадных частей зданий. Рисунок этих изразцов состоял чаще всего из растительного орнамента с преобладанием желтых, зеленых и коричневых красок, реже встречались в нем изображения зверей, птиц, еще реже — человеческого лица.

Совершенно исключительным памятником этой архитектурной керамики является так называемый «Крутицкий терем» в Москве, не украшенный, а сплошь облицованный изразцами во втором своем этаже.

Искусство выделки изразцов

Искусство выделки изразцов

Искусство выделки изразцов

Искусство выделки изразцов

Изразцы покрывают не только гладкие поверхности стен, но и обвитые гроздьями винограда колонны и замысловатые оконные наличники. Идея этой «эмалевой стены» быть может, навеяна аналогиями в восточном искусстве, в частности, мечетями в Средней Азии. Оригинальны также облицованные изразцами барабаны глав кремлевского Верхоспасского собора в Москве. Храмов, сохранивших свои майоликовые пояса-фризы, довольно много; особенно красив пышный пояс 1665 года на церкви Григория Неокесарийского в Москве и майоликовые украшения ярославских церквей.

Искусство выделки изразцов

Искусство выделки изразцов

Искусные мастера Воскресенского монастыря выделывали и более замысловатую майолику — ангелочков с крыльями, даже целые иконостасы.

Число сохранившихся расписных изразцовых печей очень значительно. В московских кремлевских теремах, в митрополичьих покоях и царских хоромах Сергиевой лавры, в тех же ярославских церквях есть прекрасные и типичные образцы этого искусства XVII и XVIII веков. Здесь употреблялись не только четырехугольные кирпичи, покрытые узором — то выпуклым и расписным, то написанным по гладкому фону, — но и колонки, карнизы, арки, ниши и т. п. чисто-архитектурные формы.

Чисто-восточное по самому замыслу, по природе декоративного своего эффекта, искусство выделки изразцов не чуждо было и западных влияний, особенно в печных изразцах. Здесь легко прослеживается влияние Голландии и особенно дельфтской двуцветной майолики с ее синими узорами и фигурами по белому полю.

Кроме изразцов, выделывалась и фигурная глиняная посуда, но это производство относится главным образом к области крестьянского искусства, потому что состоятельные классы нередко пользовались серебряной посудой и художественные заботы естественно тяготели к той же области, привлекавшей лучшие художественные силы и дарования. Сохранились и образцы древнерусской гладкостенной расписной глиняной посуды, но и здесь искусство мастеров, бесспорно, уступало первенство мастерам расписной эмали по металлу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *