Индия
В Индии залегают и издревле добываются для обработки многие породы камня — черный и серый гранит, песчаник разных цветов, мрамор, алебастр, мыльный камень, нефрит и др. В памятниках древнеиндийской литературы есть упоминания о том, что в различных областях страны изготовлялись каменные мурти, или пратима,- изображения богов, и целый раздел этой литературы посвящен предписаниям, касающимся точных размеров всех мурти и взаимных пропорций их отдельных частей (таков, например, трактат «Брихатсамхита», созданный Варахамихирой в конце IV — начале V в. н. э.).
Вопрос о том, является ли изготовление каменных скульптур отраслью художественного ремесла или видом изобразительного искусства, еще не решен. Поскольку в традиционном искусствознании принята последняя точка зрения, мы не будем здесь углубляться в этот спор и остановимся лишь на использовании камня в декоративно-прикладном искусстве. По-видимому (во всяком случае, применительно к Индии), границу между двумя упомянутыми областями искусства следует проводить исходя из размеров изделий; в таком случае изготовление мелкой каменной пластики нужно относить к художественному ремеслу.
Ремесленники-камнерезы в течение тысячелетий изготовляли фигурки богов и священных животных, и такие фигурки можно и в наши дни видеть в Индии повсеместно — в храмах и домашних алтарях, в часовнях или просто на дорогах и под деревьями возле деревень. Для таких фигурок используют, как правило, камень местного залегания. На юге страны наиболее часто обрабатывают гранит, на западе — мрамор, на востоке- мыльный камень и почти повсеместно — розовый и серый песчаник.
Камнерезы издавна были заняты и изготовлением художественных решеток для дворцовых окон и выработкой рельефного орнамента для стен дворцов и храмов.
Начиная с XII в., как отмечалось, в Индии и в архитектурном убранстве зданий, и в отделке бытовых предметов стал распространяться мусульманский стиль. В результате в стране (особенно в ее северных районах) внедрился такой же геометрический и растительный орнамент, какой был широко известен в странах Ближнего и Среднего Востока, и приемы украшения многих изделий стилизованным куфическим письмом. Орнаменты такого стиля часто включали в себя отдельные детали, сделанные приемом инкрустации тонких пластинок полудрагоценных камней, как это можно видеть на стенах прославившегося своей красотой мавзолея Талж-Махал в г. Агра (XVII в.) и на мраморных и алебастровых шкатулках, пепельницах, подносах и прочих подобных вещах из Агры, Дели, Лакхнау и ряда других центров, где были дворы правителей-мусульман.
Обработкой нефрита и других полудрагоценных камней издавна славится Гуджарат. Из нефрита, агата и сердолика здесь вырабатывают вазы, чаши, декоративную посуду, подсвечники, браслеты, бусы (широко экспортируемые сейчас во многие страны) и т. п. Небезынтересно отметить почти полную идентичность таких бус тем, которые были обнаружены в областях цивилизации Хараппы. Описание процесса их изготовления в ту далекую эпоху, приведенное в книге Маккея, вполне применимо и для описания подобного процесса в наши дни.
Раджастхан известен своей мелкой каменной пластикой и такими изделиями, как шкатулки, стенки и крышки которых украшены рельефными изображениями животных и растений.
В эпоху наибольшего распространения буддизма, судя по частым указаниям в источниках, изготовлялось много разных мелких поделок из горного хрусталя. Впоследствии эта ветвь ремесла пришла в упадок и стала возрождаться только после обретения Индией независимости. Сейчас во многих городах Северной Индии из горного хрусталя делают рукоятки для декоративного оружия и для зонтов, мелкие туалетные принадлежности, женские украшения и другие предметы роскоши.
В индустрии сувениров наиболее заметное место занимают небольшие по размеру и соответственно незначительные по весу каменные изделия (вес играет роль при вывозе этих изделий туристами воздушным путем): различные женские украшения, запонки, портсигары, брелоки и другие подобные вещи.