Теоретические вопросы        27 августа 2013        83         0

Исследователь искусства

Исследователь искусства располагает различными орудиями; тончайшим орудием является его чувство стиля, легко повреждаемое, но необходимое.

«Чем нож острей, тем зубрится он легче.

Но предпочтем ли потому тупой»?

Возможно, что чистая критика стиля приводит только к догадкам, которые становятся достоверными лишь тогда, когда получат подтверждение из надежных источников другого рода. Эти возражения, однако, нисколько не умаляют значения стилистической критики, как особой науки. Ведь существует же теория вероятности.

Попытаемся выяснить, что происходит, когда мы невольно, при первом же взгляде, без анализа, определяем: это — Мемлинг. Спросили однажды одного физика, как бы он объяснил таинственное явление беспроволочного телеграфа. Он ответил: представьте себе, что в некотором пространстве установлено несколько различно настроенных камертонов. Раздается звук. Тогда начнет колебаться и зазвучит только тот камертон, который в том же тоне настроен был; остальные не издадут никакого звука. Думается, что это хороший образ для пояснения того, что происходит при определении автора картины.

Исследователь искусства

Мемлинг, «Святые Христофор, Мавр и Жиль», 1484 год.

Первое впечатление имеет решительную силу. Не легкомысленная поспешность или тщеславие шарлатана заставляет знатока так быстро произнести свое суждение. Эстетическое суждение всегда покоится на сравнении, хотя это последнее большей частью совершается бессознательно. Впечатление от Мемлинга иное, чем впечатление от картин других мастеров. Именно в этих различиях, данных сравнением, вся суть дела. Но ясно, что своеобразие впечатления становится слабее, когда имеет повторение либо слишком долго длится. Привычка притупляет возбудимость воспринимающих нервов. Тривиальное выражение: смотреть до отупения, говорит именно о способности глаза приспособляться. Манера Мемлинга уже не ощущается в своем своеобразии, а больше и больше воспринимается, как что-то нормальное. В конце концов, начинаем смотреть на природу глазами Мемлинга.

Основательность — прекрасная вещь. И исследователь искусства, как всякий другой, может достигнуть многого выдержкой и терпением, но слишком близкое и упорное соприкосновение с предметом грозит в нашем случае опасностями. Юный искусствовед, слишком исключительно и интенсивно занимающийся одним каким-нибудь художником, теряет способность воспринимать индивидуальную сущность своего героя. В конце концов, он знает только содержание его искусства, но не его характер; он потерял способность сравнивать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *