Собирательство, охота, рыбалка        01 августа 2017        50         Комментарии к записи История развития земледелия отключены

История развития земледелия

Обратимся теперь к истории земледелия. Мы остановились на том, что развитие земледелия уперлось в задачу более интенсивной обработки земли. Возможно, что человек попытался справиться с этой задачей собственными силами. Некоторые отсталые земледельцы прибегают в этих целях к такому, например, приему: несколько человек волочат по полю срубленный ствол дерева с оставленным на толстом конце одним заостренным суком, проводящим глубокую борозду. Размышление о замене человеческой силы на силу прирученного животного, использовав его для вспашки, была немаловажным изобретением первобытного земледельца. Лишь только эта мысль явилась, оставалось использовать тот же обрубленный ствол или перевернуть мотыгу, придать ей один длинный конец и к этому концу привязать животное. Так, возможно, возник один из видов плуга.

история развития земледелия

Виды пахотных орудий

Слово «плуг» употребляется в качестве общего обозначения земледельческого орудия разнообразных видов и различных исторических форм. История плуга хорошо иллюстрируется историей восточнославянского пахотного орудия. Его самым древним видом было орудие, которое землю только бороздило, или, по народному русскому выражению, «черкало». Таковы великорусская однозубая «черкуша» и украинское «рало». Несколько более поздним видом пахотного орудия является двузубая или многозубая соха, которую на лесных почвах использовали еще до недавнего времени. Более развитой формой было орудие, которое уже «пахало» землю, т. е. загребало ее вперед и отбрасывало в одну сторону, для чего имело приспособление — «отвал» или «полицу». Наиболее совершенная и исторически поздняя из этих все же примитивных форм плуга имела уже сложное устройство и проделывала сложную операцию: отрезала землю сбоку, подрезывала ее снизу, поднимала и переворачивала. В общем, различными племенами в разных странах и местностях было изобретено бесчисленное множество разновидностей плуга, что зависело, очевидно, от условий почвы, от возделываемых растений, от материала, изобретательности и пр. Усовершенствование плуга сводилось, прежде всего, к лучшей обработке земли, затем — к удобствам управления плугом. В качестве тяговой силы для плуга в Передней Азии использоваться стал осел, сделавшийся здесь первым тяговым и ездовым животным и оставшийся таковым надолго, даже после появления лошади. В других странах первой тяговой силой в земледелии стал бык.

старинные плуги

Старинные плуги
1- старинный китайский плуг из Шантунга; 2 – старинный плуг аварцев Дагестана – пуруц; 3 — старинная эстонская соха; 4 – старинный шведский плуг; 5, 6, 7, 8 – старинные китайские плуги для обработки рисовых полей; 9 – старинная белорусская соха; старинная русская сибирская соха.

Возникновение плужного земледелия

Итак, в развитии земледелия произошел глубокий переворот. Появилась новая, более высокая его форма, названная плужным, или пахотным земледелием.

Определенно датировать возникновение плужного земледелия нет возможности. По археологическим данным плуг появляется впервые в бронзовом веке. Однако начальные и примитивные виды деревянного плуга не могли сохраниться в археологических памятниках. Но не без основания считают, что плуг мог быть сделан скорее только металлическим орудием. Так или иначе, появление и распространение плуга совпадает с появлением бронзовых орудий. Плуг появляется в Месопотамии и Египте в 4 тысячелетии до н. э., в 3 тысячелетии до н. э. на Крите, около 1300 г. в Китае, в середине 1 тысячелетия в Южной Сибири.

работа плугом в китае

Работа плугом в Китае (со старинного китайского рисунка).

Что касается этнографических показаний, то современные отсталые земледельцы, если плуг не является у них заимствованием, сохраняют с исключительной стойкостью мотыжное земледелие. Ряд таких народностей, не только уже обладающих подходящими для запряжки в плуг домашними животными, но и дошедших до развитого скотоводства, продолжают держаться мотыги. С другой стороны, вплоть до нового времени плужное земледелие имело довольно ограниченное географически распространение, существуя только в некоторых местностях Европы, Азии и Северной Африки. При переходе к земледелию плужному в местностях, обильных лесом, с редким населением, сохранялась подсечно-огневая система.

Использование скота в качестве тяговой силы дает возможность для применения, кроме плуга, такое еще земледельческое орудие, как борона. Впрочем, в своем начальном виде она представляет собой ту же таскаемую руками суковатку или связку хвороста. Но скот дает и совершенно иное подспорье земледелию — навоз, применение которого возникает поздно, но остается надолго важнейшим средством удобрения земли.

Интенсивная обработка земли при помощи плуга, равно, как и удобрение, дают возможность развития в больших масштабах культуры злаков. Кроме того, и самые злаки требуют большого земельного простора. С развитием плужного земледелия связано возникновение постоянно используемых в этом направлении участков земли — пахотного поля. Плужное земледелие становится полевым.

работа плугом в древней греции

Работа плугом в древней Греции (с рисунка на вазе 6 в. До н. э.)

Основными растениями, связанными с плужным земледелием, которые выращивались в первобытную эпоху, были хлебные злаки: ячмень, пшеница и полба, рожь и овес.

Плужное земледелие по производственной эффективности, по своим хозяйственным результатам неизмеримо выше мотыжного, гораздо более производительно. Плужное, пахотное, полевое, или, как мы можем его теперь назвать, хлебное земледелие дало человеку обильный и постоянный источник пищи. Хлебное зерно хорошо сохраняется, давая возможность создавать запасы пищи. Отныне хлебная пища становится и надолго остается основным видом питания значительной части человечества. Не забудем отдать вполне заслуженный культурно-исторический долг и побочному продукту зернового земледелия — скромной соломе, используемой в разных формах.

Отнюдь не теряя своего значения в питании человека, корнеплоды, клубневые и иные виды культурных растений, выращивавшихся при мотыжной обработке земли, все же отступают перед хлебом. Но совершается прогресс и в культуре этих растений. Поле для них также обрабатывается плугом, применяется навоз для удобрения почвы. Все это при одновременно совершающейся селекции дает значительное повышение урожайности и позволяет ограничиваться в культуре этих растений небольшими участками. Возникает огород. Прошлое сохраняется в огородном деле в виде мотыги.

Ко времени возникновения плужного земледелия существенным образом изменяется положение в хозяйстве мужчины и женщины. Это происходит в силу ряда сложных причин. Подсечно-огневая система приводит к уничтожению лесов (это не единственная причина уничтожения лесов, совершавшегося еще в эпоху первобытности), а тем самым к изживанию охоты. Наряду с тем разведение домашних животных создает обеспеченность мясной пищей и резко снижает значение охоты. Наконец, на данной стадии вырастает значение домашнего хозяйства, которое становится преимущественной отраслью женского труда. При всех этих условиях мужчина, утратив свое значение охотника, все более втягивается в земледельческое производство. Преобладание женщины в мотыжном земледелии сменяется преобладанием мужского труда в плужном. Все-таки женщина остается активной и немаловажной участницей ряда процессов этой новой формы обработки земли. Совместно с развитием плужного земледелия получает развитие и разведение домашних животных. Возникает скотоводство.

Скотоводство

Скотоводство имело целью первоначально в основном обеспечить человека мясной пищей. Как уже упоминалось, использование скота в молочном направлении возникло позднее. Для этого, во всяком случае, потребовался длительный процесс особого отбора. О весьма позднем появлении молочного скотоводства в некоторых местностях можно судить по тому, что существуют скотоводческие племена, обладающие большими стадами рогатого скота, но не знающие употребления в пищу ни молока, ни молочных продуктов. Таковы, например, многие скотоводы Африки. Точно так же многие народности Китая, Индокитая и значительной части Индии, обладая рогатым скотом, по определенным причинам в пищу молоко не употребляют. Наблюдается, правда, и обратное явление: некоторые племена Африки, употребляя в пищу молоко, почти не едят мяса и, обладая иногда громадными стадами, ведут, как выражаются, «накопительное скотоводство».

древнее скотоводство

Что касается разделения труда в скотоводстве, то этнографические данные говорят о следующем. У большинства тех скотоводческих племен Африки, которые употребляют в пищу молоко, мужчины доят коров и делают масло. Но у арабских народностей, тогда как мужчины доят верблюдиц, женщины доят коров, коз и овец. Точно так же у ряда тюркских и монгольских народностей Азии мужчины доят кобыл, женщины — коров, коз и овец.

Особое место в истории скотоводства занимает оленеводство, игравшее и играющее до сих пор громадную роль у северных народностей Европы и Азии. О происхождении оленеводства ведутся нескончаемые споры. Одни приписывают ему глубокую древность, относя чуть не ко времени мадленской культуры и считая, таким образом, оленя первым одомашненным животным, другие датируют возникновение оленеводства не более как 500 лет тому назад, утверждая, что олень — самое последнее из одомашненных животных. Столь же разноречивы мнения о месте, обстоятельствах и цели возникновения оленеводства. И в данном случае все эти вопросы скорей всего решаются в том смысле, что оленеводство возникало в разных местах, в различное время, у различных народностей, имея первоначально и сохраняя надолго различное направление, в одних случаях — ездовое, в других — мясное. В настоящее время олень используется и для мяса, шкуры и пр., и для езды, причем у одних народностей, например эвенков, олень служит верховым животным, у других, например ненцев, саамов и др., упряжным животным.

Раз возникнув, скотоводство имело много данных для своего иногда исключительно интенсивного развития. У множества скотоводческих, народов поголовье крупного рогатого скота могло достигать многих тысяч животных.

Однако для развития скотоводства требуется и ряд условий существеннее. Оно осуществимо лишь в определенных географических условиях и районах, а равно требует и наличия надлежащих пастбищ. Естественно поэтому, что в больших масштабах скотоводство преимущественно имело развитие в степных районах. Скотоводство не развилось во всей доколумбовой Америке, но исключение древний Перу, где разводилась лама и альпака, на западе Центральной Африки и всей Океании, не говоря об Австралии и арктических районах. Одомашнение всевозможных видов птицы происходило сравнительно поздно. Курица — монофилетического происхождения; ее родина — юг Азии, возможно, Индия, откуда она распространилась сперва на восток, до Китая, значительно позднее — на запад Азии и еще позднее — в Африку и Европу. Древние евреи, как и древние египтяне, не знали курицы, в Месопотамии она появилась не раньше VII—VI вв. до н. э. В гомеровскую эпоху не знала курицы и древняя Греция, а в более поздние времена в Греции она называлась «персидской птицей». Нет курицы в памятниках свайных поселений Европы. Для некоторых стран, например для Океании, курица — явление весьма позднее. Любопытно, что у туземцев Новой Гвинеи разведение кур совершенно не имеет хозяйственных целей: они не едят ни мяса, ни яиц, а держат эту птицу только из-за перьев, которые употребляют в качестве украшения. Поздно произошло одомашнение и других представителей птичьего двора: гуся, очагами которого были Европа и Африка и который отсутствует в свайных поселениях Западной Европы, утки, одомашненной еще позднее гуся; ее очаги — Европа и Азия; ее не знали древние греки. Особый вид утки был самостоятельно одомашнен в древнем Перу и в Центральной Америке. Центральная же Америка является родиной индейки, Африка — родиной цесарки и юг Азии — павлина. Возможно, что к более отдаленному прошлому относится одомашнение голубя, родиной которого является Западная Азия.

Особый и своеобразный комплекс представляет собой возникшая еще в первобытную эпоху горская культура.

Горы стали впервые заселяться и при благоприятных условиях сделались местом постоянного обитания людей большей частью в неолите. В иных местах заселение гор могло произойти и позже, в эпоху бронзы или даже железа.

Горы в некоторых географических районах представляли ряд весьма благоприятных условий для скотоводства и земледелия: пологие горные склоны с великолепной травяной растительностью, в особенности высокогорные альпийские луга, были прекрасными пастбищами, те же склоны путем соответствующей обработки превращались в плодородную пахоть. Пока покрывавшие горы леса не были вырублены, широко применялась подсечно-огневая система. Долины горных рек в глубоких ущельях представляли отличные условия для развития и здесь орошаемого земледелия, а также садоводства. Сверх своего хозяйственного значения особую роль сыграло в известных условиях то, что годы и горные ущелья представляли отличные естественные условия для обороны.

Подняться в горы могли заставить человека разные обстоятельства: мысль об использовании горных пастбищ, причем в этом случае человек мог лишь последовать за своим скотом, который сам начал залезать на гору, земельная теснота, наконец, весьма вероятным мотивом могло быть стремление уйти и укрыться в горах от неприятеля.

Использование горных склонов для возделывания растений приняло особую, замечательную форму террасового земледелия. Эта форма свойственна тропическим и субтропическим горным районам, но встречается и в умеренном поясе. Она существует у некоторых народов Индонезии, например на Филиппинах, была развита в древнем Перу, в Южной Америке, существовала и отчасти сохранилась еще на Кавказе, в Дагестане. Сущность террасового земледелия состоит в следующем. Посев производится на горных склонах, но для того чтобы превратить эти склоны в плоскости, обеспечить поле влагой, избегая однако его размыва во время сильных ливней, склоны горы обращаются в искусственно созданную систему укрепленных, следующих одна за другой амфитеатром террас с каналами для стока воды. Такие сооружения достигают порой грандиозных размеров, создаваясь лишь в результате длительного труда ряда поколений. Насколько далеко это террасовое земледелие коренится в прошлом, трудно сказать. Ясно, что в своем широком проявлении оно возможно только в обществе сравнительно развитом.

Горное скотоводство с его развитием приняло форму отгонного скотоводства. В зимних условиях скот лишается подножного корма, заготовка же корма на зиму и стойловое содержание большого поголовья скота составляет в горах слишком трудоемкое дело. Поэтому горец с приближением зимнего времени гнал свой скот, преимущественно овец, на равнину — на плоскость, как выражаются на Кавказе,— используя свободные равнинные пастбища, причем нередко скот отгонялся на весьма далекие расстояния. В свою очередь, в некоторых местностях жители равнин, в особенности предгорий, с наступлением весны подымались вместе со своим скотом на горы, используя горные пастбища.

Горные условия создали некоторые особые формы культуры, выразившиеся, в частности, в орудиях обработки земли, в жилище, в одежде. Вместе с тем многие стороны горской культуры, например состояние путей и средств сообщения, связи, возможности усовершенствования земледелия, условия той же отгонной системы, связанной с громадной гибелью скота при перегонах,— все это сильно тормозило развитие горской культуры.

Заканчивая наш очерк развития в первобытную эпоху основных отраслей производительной деятельности, мы должны еще остановиться на вопросе о связанном с отдельными из этих отраслей образе жизни человека.

Очень часто говорилось, что человек первоначально или вообще в первобытность осуществлял бродячий образ жизни. В такой общей форме это утверждение неправильно. Бродячий образ жизни можно, пожалуй, отнести только к самому раннему периоду, да и то в этот период люди, ведя по необходимости подвижный образ жизни, все же не всегда беспорядочно бродили с места на место. С развитием хозяйства, с возникновением родового строя человек оказывается уже более или менее привязанным к определенной территории, составляющей его привычную кормовую область. Такой образ жизни вели даже наиболее отсталые из современных племен. Нередко смена места кочеваний этих племен была обусловлена сменой сезонов.

Примитивная охота по необходимости связана с кочеванием, но и здесь передвижения отдельных групп ограничены определенной территорией и не лишены регулярности, завися от образа жизни зверя. Уже более или менее развитое рыболовство связано с началом относительной оседлости. Занятие охотой в соединении с рыболовством в свою очередь связано с регулярным перекочевыванием в зависимости от сезона. Подсечно-огневая система как при мотыжном, так даже и при плужном земледелии требует некоторой, в свою очередь ограниченной, смены места обитания. Подвижный образ жизни свойствен высокоразвитому скотоводству, причем и здесь кочевания имеют характер регулярных передвижений.

Наконец, лишь с развитым плужным земледелием человек окончательно порывает с кочевничеством, или номадизмом (греч. nomas — «бродящий», «кочевник»), и переходит к прочной оседлости.