Производство ткани, одежды        04 августа 2017        27         Комментарии к записи История возникновения одежды отключены

История возникновения одежды

История возникновения одежды

Если вопрос о возникновении жилища не вызвал у нас особых затруднений, то вопрос о возникновении одежды несколько сложнее. Наиболее распространенное мнение выводит возникновение одежды из потребности защитить человеческое тело от холода, поэтому родиной одежды считается север или вообще страны с холодным климатом. При этом ссылаются на обильную и теплую одежду эскимосов и полное или почти полное отсутствие одежды у жителей тропиков. Однако огнеземельцы часами охотились в снежную бурю совершенно нагими, хотя уже употребляли шкуры в качестве одежды. Ряд данных, действительно, говорит за возникновение одежды для защиты тела, но не только от холода, а и от жары и от дождя.

Возникновение одежды связано и с защитой от насекомых. Впрочем, в этих целях многие племена и народности натирают тело жиром, маслом или глиной. О натирании тела охрой говорят, по-видимому, и памятники палеолита.

Очень популярна «теория» происхождения одежды из чувства стыда. Доказательством служат прикрытия для половых органов, широко распространенные у отсталых племен, так называемые «пояса стыдливости», и пр. Однако эти вещи имеют целью скорей всего только защиту половых органов. Вообще же чувство половой стыдливости, весьма само по себе относительное и условное, появляется довольно поздно и, во всяком случае, позже возникновения одежды. Общего значения не имеет, хотя действительно кое-какую роль играет у отсталых племен, укрывание отдельных частей тела от «дурного глаза». Своего рода «теория» ведет происхождение всей одежды от якобы элементарной ее части — пояса, возникшего, мол, только для того, чтобы к нему привешивать необходимые вещи — сумку, нож и пр.

История возникновения одежды

Весьма распространена теория, связывающая одежду с украшением, и многие историки культуры неизменно излагают обе темы совместно. Возникновение одежды выводится здесь из стремления человека украсить свое тело, причем украшение развивается в одежду. Указывают при этом и на то, что человеку якобы присуще стремление выделить себя из общей среды, что здесь играет роль половой момент, что одежда связана с общественными различиями, с рангом и пр. Связь одежды с украшением действительно существует, но прежде всего, просто потому, что то и другое надевается на тело. Одежда действительно принимает элементы украшения, но не наоборот. Различия общественного положения влияют на одежду, но этот момент входит в историю одежды значительно позднее. Сюда же относится различие одежды девушки и замужней женщины. Тогда как у многих отсталых племен девушки ходят совершенно или почти совершенно нагими, замужние закрывают ту или иную часть своего тела. Таково происхождение обычая закрывать лицо у народностей Востока, чадры или паранджи и пр. Совершенно исключительное явление представляет собой не получивший объяснения обычай туарегов в Северной Африке, у которых лицо закрывают особой повязкой совершеннолетние мужчины, тогда как женщины никогда не закрывают своего лица. Выражение в одежде особых общественных отличий, ранга и пр. в виде, например, особой привилегии негрских вождей носить леопардовую шкуру, возникает еще позднее.

Общий вывод, который можно сделать из всех этих теорий, равно как и из фактического материала, сводится к следующему. Прежде всего, в теплом климате одежда возникает сравнительно поздно: многие достаточно развитые негрские народности так, в сущности, и не знали одежды до того, как она насильственно не была им навязана европейскими миссионерами-колонизаторами во имя «спасения души чернокожих». Элементарным источником возникновения одежды является, конечно, защита тела от атмосферных влияний и явлений, если в иных случаях человек в тех же целях не прибегает к другим средствам. Наконец, в ряде случаев одежда имеет и другие источники, привходящие и присоединяющиеся в процессе развития общества и развития самой одежды.

Материал, идущий на одежду, достаточно разнообразен и зависит во многом от местных условий. Поэтому вся Океания, не знающая крупных животных, не знала и одежды из шкур или кожи. Примитивным материалом для одежды служат, помимо шкур, листья, солома, тростник, птичьи шкурки. Рыболовный костюм из рыбьих пузырей у арктических народов является, пожалуй, первой промысловой одеждой. Весьма широко распространено употребление для одежды так называемой тапы, материи из древесной коры. Наконец, на позднейших этапах распространяется использование для одежды растительного волокна и шерсти.

Очень трудно свести одежду к ее основным и наиболее ранним элементам, но таковыми, очевидно, являются пояс, плащ, передник и юбка; последняя оказывается одеждой не только женщин, но и мужчин. Разновидностью плаща является так называемый пончо — четырехугольный кусок материи с дырой посередине, одеваемый через голову, типичный для южноамериканских индейцев, но распространенный и в Полинезии (из тапы) и Индонезии (из шкур). Иной разновидностью плаща является по своему происхождению кавказская бурка.

В своей простейшей форме она восходит к шкуре животного, которая накидывалась на плечи. Замечательным образом развившись, бурка стала на редкость целесообразным одеянием всадника, укрывающим как человека, так и его коня. Аналогии бурки известны и у некоторых других народов. Рукава и штаны были начально самостоятельными видами одежды, а последние соединились довольно поздно, о чем говорит выражение «пара брюк». Наконец, по-видимому, весьма поздним элементом одежды является рубашка. Разделения на нижнюю и верхнюю одежду первобытность, пожалуй, вовсе не знала. Как указывают находки костяных иголок в памятниках позднего палеолита, шитье одежды составляет весьма древнее достижение человечества. Меньшее, чем одежда, распространение в первобытную эпоху имела обувь. Многие представители современного отсталого человечества ходили и ходят босиком. Обувь возникла скорее в специфических условиях местности: в холодном климате, либо в условиях почвы из камня. Материалом для обуви служит обычно шкура или кожа. Таковы знаменитые мокасины североамериканских индейцев, торбасы арктических народностей и пр. Реже и ограниченнее по своему географическому распространению использование для обуви дерева, лыка, войлока и шерсти.

История возникновения одежды

Что действительно возникало в каких-то местностях первоначально именно как украшение, так это головной убор, о чем в известной мере свидетельствует само это выражение. Очень многие отсталые племена совершенно не знают никакого головного убора, хотя носят иные украшения на голове. Многие туземные жители тропиков нисколько не нуждаются в защите головы от солнца, и негры, например, с бритой головой остаются часами под палящим зноем полуденного солнцепека. Впрочем, в суровом климате головной убор составляет неотъемлемую часть одежды. У некоторых племен защитой от солнца и дождя служит обильная шевелюра. Особое развитие получает у некоторых народностей женский головной убор, своеобразный для каждого отдельного племени, даже каждого селения: таким образом, он может служить отчетливым племенным отличием. Развиваясь, головной убор сливается с украшением головы, чтобы впоследствии вновь приобрести некоторую самостоятельность.

Говоря об одежде, вспомним и о некоторых аксессуарах костюма, знакомых уже первобытности. Прообразом зонтика является большой древесный лист. Весьма архаичен и самый зонтик. Многие народности знают и нечто вроде козырька для защиты глаз от солнечного света. Столь же архаичен веер. Родина его вовсе не Китай, как это обыкновенно считается. Он широко распространен у многих африканских племен и народностей и Океании, во всем разнообразии форм и материала. Употребляется веер как для обвевания, так и для того, чтобы отгонять мух; такой веер распространен в особенности у негрских народностей. С той же целью в ходу у различных народностей хвосты животных и, наконец, куски материи. Здесь зародыш нынешнего носового платка, изначально назначение коего не было рассчитано для ухода за носом, применялся он именно для борьбы с мухами.