Строительство и жилье        02 августа 2017        32         Комментарии к записи История возникновения жилища отключены

История возникновения жилища

история возникновения жилища

Мы ознакомились с развитием в первобытную эпоху основных отраслей производительной деятельности человека. Вся эта масса труда и изобретательности шла на обеспечение и удовлетворение в сущности одной основной потребности, человека — потребности в пище.

Посмотрим теперь, как развивались иные стороны хозяйства первобытного времени, направленные на решение других, со временем возникавших и нараставших материальных потребностей человека.

Ставился вопрос и не один раз: что же ранее возникло — жилище либо одежда? Исходя из того, что часть отсталых племен совсем или почти совсем не знала одежды, в то время как этнография не располагает данными ни об одном хотя бы самом отсталом племени, которое бы не знало жилища, образовавшийся вопрос можно решить, по-видимому, в пользу жилища.

Главное предназначение жилища — укрытие с целью защиты человека от пагубных климатических и атмосферных явлений: дождя, ветра, холода, сырости почвы и воздуха. Поэтому первобытный человек при благоприятных обстоятельствах, в особенности днем, своим жилищем не пользуется, предпочитая оставаться под открытым небом. В отдельных случаях жилище служит также защитой, как от хищных животных, так и от досадливых насекомых. Теснейшим образом связано жилище в своём возникновении с защитой не только человека, а и его постоянного в раннюю пору первобытности спутника — костра, в свою очередь нуждающегося в защите от ветра и дождя.

Мы знаем о том, что первоначально жилищем могло служить дерево в виде своего рода гнезда из сплетенных ветвей. Такая форма укрытия продолжает существовать и у более развитых племен. Почти совершенно вымершие бушмены обязаны своим наименованием тому, что имели обыкновение укрываться в сплетаемых ими ветвях больших кустарников (голландск. busch — «кустарник» и men — «люди»). Жилище на деревьях гораздо более развитого типа — в виде довольно основательно сооруженных на ветвях больших деревьев хижин — встречается по сие время у различных племен и народностей Западной Индии, Суматры, Новой Гвинеи, частично Африки. Вряд ли, однако, это прямой пережиток отдаленной первобытности, скорей всего — новое изобретение лесных обитателей, имеющее главной целью защиту либо от зверей, либо от наводнений.

хижина на дереве

Хижина на дереве в Ассаме

Много раз озвучивалось то, что самым начальным жилищем человека были пещера и дупло дерева. Указание на пещеру подкрепляется ссылкой на знакомые нам археологические памятники палеолита. Мы знаем также об использовании древесного дупла тасманийцами. Но как пещера, так и дупло представляют собой естественные, уготовленные природой убежища, и их использование не составляет еще прогрессивного явления в истории культуры. К тому же пещеры встречаются не везде и не всегда могут оказаться там, где первобытному человеку приходится кочевать и устраиваться на стоянку. При всём том пещера действительно остается надолго убежищем человека. Существует ряд археологических памятников — пещер, в которых сохранились последовательные культурные слои от палеолита до бронзового века. Наконец, во многих странах и посейчас встречаются не только отдельные пещеры-жилища, но и целые своеобразные «пещерные города», например в Ливии, в Тунисе. Ко всему в придачу пещера служила, вероятно, лишь зимним убежищем, в благоприятное же время года наряду с ней могло существовать и иное, уже нарочито сооруженное жилище.

Существующее у отсталых племен и народностей жилище бесконечно разнообразно, как по типам и формам, так и по своему совершенству. В большой мере это зависит от местных климатических условий, от местного материала, от того, какая отрасль производительной деятельности у данной народности господствует. Во всем этом разнообразии можно наметить три стадии в развитии первобытного жилища.

Примитивное и наиболее раннее искусственно сооруженное жилище человека представлено так называемым ветровым заслоном, либо щитом, и выкопанной в земле ямой.

Заслон — обычное убежище наиболее отсталых представителей человечества — тасманийцев, австралийцев, кубу, ведда и др. Это — временное укрытие, как для человека, так и для его костра, которое довольно легко сооружается на месте стоянки из жердей и веток или из коры и беззаботно покидается при переходе на другое место. Тогда как подобный заслон служит убежищем в климате теплом или летом, примитивным убежищем в климате холодном или зимой является яма, покрываемая ветвями и землей. Такая яма бывает довольно глубока и для спуска в нее служит бревно с зарубками.

Из этих двух наиболее примитивных форм развились две формы следующей стадии развития жилища — надземного и подземного. Первая представлена шалашом или палаткой, вторая — землянкой.

Шалаш или палатка в свою очередь весьма разнообразны по форме и совершенству и столь же разнообразны по материалу. Таковы более или менее прочные шалаши или хижины из жердей, веток, листьев, земли, коры, соломы и т. д., преимущественно круглые, конический чум кочевников Севера из жердей, крытых берестой или оленьими шкурами, и пр. Таковы же характерные жилища, бытовавшие у североамериканских индейцев: типи — коническая палатка из жердей, крытая шкурами или кожей, послужившая, как говорят, прототипом для военной палатки, и вигвам — куполообразный или конический шалаш из дерева, коры или тростника, название которого вошло в литературу в качестве общего обозначения жилища индейцев. К этому же типу относится общеизвестная войлочная юрта народностей скотоводческого направления.

История возникновения жилища

Типи – палатка американских индейцев

Другая форма, относящаяся к той же стадии в развитии жилища, — землянка — при всей своей примитивности встречается в самых разнообразных видах. Различна степень ее углубленности в землю — от землянки не возвышающейся над уровнем земли до наземной, сооруженной из насыпанной земли. Различны и внешний вид, материал, поддерживающий ее с боков и покрывающий сверху, каковым служат жерди, ветви, дерн, кора, шкуры, ребра животных, камень и т. д. К этому типу относится жилище позднепалеолитических памятников, т. е. первое известное нам по археологическим данным. Своего рода «землянкой» — здесь это слово приходится взять в кавычки — является иглу, хижина эскимосов, сооружаемая из нарезываемых для этой цели кусков снега правильной формы. Она отапливается каменной жировой лампой, и посещавшие эскимосов путешественники рассказывают, что в ней бывает очень тепло и уютно. Хотя шалаш или палатка относятся скорее к теплому климату, а землянка — к холодному, обе формы встречаются и одновременно, одна — в качестве летнего, другая — зимнего жилища. Шалаш остается сначала временным убежищем, покидаемым с переходом на другое место, но как шалаш, так и палатка превращаются в постоянное жилище, которое при перекочевках переносится в разобранном виде.

Наконец, стадия третья в развитии жилища знаменуется весьма существенным его преобразованием. Появляются крыша и стены в качестве двух различных и самостоятельных частей жилищного сооружения. Одновременно это жилище становится уже постоянным. Формы жилища данного типа бесконечно разнообразны, причем в развитии этого типа круглая форма остается присущей более примитивному жилищу, прямоугольная — более прогрессивна. Столь же разнообразен материал, из которого сооружается это жилище, но, поскольку оно является всегда постоянным и непереносным, легкий материал сменяется прочным и тяжелым: деревом, глиной, камнем, кирпичом, сначала лишь высушенным на солнце, затем обожженным. Сооружение данного типа служит иногда только зимним жилищем; наряду с ним сохраняется и жилище второй из намеченных нами стадий в качестве летнего.

К данному типу относится так называемый «длинный дом» — классическое жилище ирокезов, сооружавшееся из коры или из дерева и служившее убежищем для родственной группы числом до 100 человек. Аналогичны типы жилища, встречаемые в Индонезии, Меланезии и пр., укрывающие иногда целое селение. Сюда же относятся и свайные постройки. Вбитые в дно или болотистую почву сваи поддерживают платформу, на которой сооружается хижина, причем концы свай служат одновременно стропилами для стен и поддерживают крышу. Обычно вдоль всего строения со всех его сторон идет веранда. Сооружаемые на воде, на реках и озерах, на морских заливах, а также на затопляемых местах, эти жилища связаны, как мы говорили, с «болотным» земледелием, равно как и с рыболовством, служа одновременно и защитой от диких животных, а может быть, и от врагов.

Ранние формы первобытного жилища обычно не знают какого-либо разделения внутреннего помещения. В более поздних формах появляется деление на две стороны: мужскую и женскую, разделяемые центральным столбом; возникают, далее, перегородки, дающие начало внутренним стенам и комнатам.

Весьма примитивен во всех описанных нами формах жилища вход. Иногда он крайне труднодоступен, так что обитателю жилища приходится проникать в него только ползком. Двери первобытное жилище по общему правилу не знает, в лучшем случае входное отверстие завешено куском коры либо циновкой. Жилище ничем и никак не запирается, но зато уже первобытность создала знак, указывающий на то, что хозяев нет дома: это палка, приставленная к входу. В первобытную же эпоху был изобретен и род дверного звонка: в Полинезии к циновке, закрывающей входное отверстие, привязывается погремушка из раковин. Окно появилось поздно, однако оно имелось уже в жилище Триполья. Пол — если не просто земляной, то глиняный, каменный, покрытый циновками и пр.; деревянный настил — явление позднее.

Сооружение жилища на ранних ступенях развития первобытного общества — и это относится к первой и второй из намеченных нами стадий в истории жилища — составляет дело женщины. Она же и переносит жилище при перекочевках. На более поздних ступенях сооружение постоянного и прочного жилища становится делом преимущественно мужчин.

Несколько слов об отоплении и освещении жилища. Отопление появляется, насколько мы можем судить по жилищу ориньяко-солютрейской стадии, вместе с появлением постоянного прочного жилища. В его примитивных формах костер или очаг помещается в середине и дым выходит через отверстие вверху хижины. Впоследствии, когда очаг начинает служить скорее для приготовления пищи, он помещается у стены, а дымовое отверстие — над ним, в стене. Топливом служит дерево, в безлесных районах, у скотоводов — помет. Уже в первобытности — это засвидетельствовано для древнейшего Китая — стало известно и использование каменного угля. За отсутствием окон единственным световым источником в первобытном жилище было дымовое отверстие. Но уже рано возникли и искусственные формы освещения. В памятниках мадленской культуры обнаруживаются каменные жировые лампы, совершенно аналогичные тем, которые сохранялись у эскимосов в виде высверленной каменной чашки с растопленным жиром и фитилем. Этнография знает и иные светильники, использующие животные или растительные горючие вещества. Сюда относится и древняя, но необычайно стойко сохранявшаяся русская лучина. Хотя в первобытные времена не любили передвигаться по ночам, но на такой случай существовали факелы. Оригинальным изобретением первобытности была попытка использовать так называемый холодный свет: у индонезийцев и индейцев были в ходу сплетенные из тонких прутьев фонарики, где на липком древесном листе сидели светляки.

Имеет свою историю и то, как люди спали в первобытные времена. Наиболее отсталые племена спят прямо на земле вокруг своего костра, причем соблюдается определенный порядок — кому какое место следует занимать. Более развитые племена и народности предпочитают спать в своем жилище. И здесь спят прямо на земляном полу, на шкурах, на циновках. Лишь сравнительно поздно начинают спать на каком-либо возвышении в виде нар. Замечательным изобретением американских индейцев является гамак, на котором, однако, спят преимущественно в жилище, а не на воздухе. Первым одеялом была шкура, но с возникновением ткачества первобытность усвоила и шерстяное одеяло, игравшее роль одновременно и одежды. Такая же древность принадлежит подушке. Она представляла собой, однако, лишь деревянную подставку под голову. Такие подставки широко распространены в особенности в Африке и Полинезии, в Китае и Японии.

С момента своего возникновения жилище служит не только приютом для человека, но и помещением для его орудий, утвари и запасов пищи, а в холодном климате и для домашнего скота. В неолите, и в особенности с развитием земледелия и скотоводства, возникают сначала отгороженные места в самом жилище для скота и припасов, а затем и отдельные хозяйственные пристройки или помещения — амбар, хлев, сарай и пр., иногда весьма оригинальной формы.