Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Изделия из папье-маше

Индия

Изделия из папье-маше очень напоминают по своему виду расписные деревянные изделия, и часто их можно отличить только по весу — папье-маше легче любой древесины, кроме шолы.
Вещи из папье-маше можно условно разделить на две группы:

  1. изделия профессионалов-ремесленников, занимающихся их изготовлением на продажу;
  2. изделия любительского характера, изготовляемые в очень многих семьях, как деревенских, так и городских.

Всемирно известной областью производства предметов первой группы является Кашмир, где этим ремеслом стали особенно широко заниматься с эпохи Великих Моголов, поощрявших все виды искусства, связанные с традициями стран Ближнего Востока и Средней Азии. Производство изделий из папье-маше называется здесь «кари-каламдани», т. е. «изготовление каламданов»- пеналов. В эпоху средневековья пеналы изготовлялись из папье-маше на всем мусульманском Востоке, и это название сохранялось за данным ремеслом вне зависимости от того, какие именно предметы делались из этого материала в более поздние времена.

Сейчас в Кашмире делают из папье-маше пеналы, подносы, стаканы для карандашей, вазы, настольные лампы, коробки, пепельницы, пудреницы и т. п. Поскольку здесь вырабатывают бумагу очень высокого качества, славящуюся как в Индии, так и за рубежом, то и вещи, сделанные из этой бумаги, считаются лучшими в своей области.

Сделав форму-заготовку будущего изделия из картона или тонкого листа алюминия, мастер затем наклеивает на нее слой за слоем намоченные в крахмальном клейстере листы или полоски бумаги, до тех пор пока стенки не достигнут желаемой толщины. В последнее время, когда спрос на изделия стал расти, мастера для экономии времени начали наращивать толщину стенок, перемежая слои наклеиваемой бумаги слоями измельченной бумажной массы, смешанной с тем же клейстером.

После просушки всю поверхность предмета смазывают грунтовым составом — чаще всего раствором гипса, смешанным с клеем, которым пропитана и бумага. Эта подготовленная поверхность заглаживается, вслед за чем на нее наносят первый слой краски — фон для росписи.

Роспись производится при помощи тонких кисточек из шерсти горных коз. Чаще всего узор не выдается над поверхностью изделия, но иногда применяется и техника создания слегка выпуклого узора. Последнее обычно достигается применением масляных красящих пигментов. Обычно же роспись наносят водорастворимыми красками и местными сортами цветного «лака». Иногда при росписи применяется и накладывание металлической фольги.

Распространенным способом раскраски является введение в многоцветный узор золотых розеток, завитков, листиков и других элементов. Часто рисунок представляет собой мелко детализированный узор, состоящий из заполняющего всю поверхность изделия затейливого переплетения тонких цветущих веток с сидящими на них птицами. Постоянно встречаются изображения животных в лесу, а также сценки охоты, верховой езды и т. п.

Когда роспись окончена и краски как следует высохли, все изделие покрывается сверху лаком, состоящим из раствора копаловой камеди в скипидаре.

Главным центром изготовления изделий из папье-маше описанного типа в Кашмире является городок Кумангарпура в округе Сринагар.

В Индии широко распространено также производство из папье-маше кукол и фигурок животных. Способ их изготовления отличен от описанного выше прежде всего тем, что бумажная клейкая масса накладывается плотным тонким слоем внутрь двух полых форм, отлитых из гипса или прочной глины по предварительно вылепленной модели. После просыхания обе половинки, принявшие образ этих форм, вынимаются и склеиваются одна с другой. Дальнейший процесс заключается в зачистке шва склейки, покрытии фигурки слоем грунта и росписи ее.

kukly

Так делают игрушки, декоративные куколки для домашних коллекций и разные учебные муляжи.

Известными центрами по изготовлению «танцующих» кукол являются такие города Южной Индии, как Мадрас и Танджа-вур. Здешние мастера прославились изготовлением четырехчастных кукол, изображающих актеров пантомимически-танце-вального театра катхакали, родиной которого является штат Керала. Эти артисты выступают в фантастических и громоздких костюмах, состоящих из широчайших юбок, подобных кринолинам, кофт с длинными рукавами, тяжелых, широких и длинных металлических ожерелий и высоких сложных шлемов; на их лица накладывается затейливый грим из окрашенной рисовой пасты, который после высыхания напоминает маску. Все это с абсолютной точностью воспроизводится в упомянутых куклах, высота которых колеблется от 30 см до 1,5 м.

Мастера делают четыре части куклы (каждую — методом закладки бумажной массы в две половинки формы): 1) круглую массивную подставку с приделанными к ней ногами; наверху ноги соединены и заканчиваются конусом, в который вправлена проволочная вертикальная петля, имеющая посередине прогиб; 2) юбку, завершающуюся наверху аналогичным конусом с такой же петлей, но расположенной с поворотом на 90° по отношению к петле на верхушке ног; петля юбки имеет аналогичное продолжение вниз, внутрь юбки, прогибом которого она опирается на прогиб петли ног; 3) корпус с руками, тоже полый изнутри, как и юбка, и имеющий в «шее» такую же сквозную двойную петлю, повернутую под углом 90° по отношению к петле юбки, на которую она опирается; 4) голову, тоже полую, в верхней части внутреннего свода которой укреплена одна петля, обращенная вниз и опирающаяся на верхнюю петлю корпуса. Все эти проволочные сочленения рассчитаны в своей форме и прогибах так, чтобы обеспечить подвижность всех частей куклы; от малейшего толчка эти части приходят в движение, причем колебания каждой из них происходят поочередно в направлениях слева-направо и вперед-назад, чем и обеспечивается эффект жизненности этих движений.

Раскраска кукол производится так тщательно и так точно воспроизводит цвета одежды каждого танцора, что мастера, изготовляющие их, всегда имеют широкий рынок сбыта — ведь искусство катхакали очень популярно в Индии. Помимо четырех частных кукол бывают и менее сложные – двух частные, изготовляемые во многих областях страны.

Любительские изделия из папье-маше, в отличие от описанных, как правило, изготовляются женщинами, и в основном в Северной Индии. Кроме того, если куклы и муляжи по технике изготовления можно условно назвать «вынимаемыми из формы», то эти изделия являются «снимаемыми с формы». Формами для них могут стать любые предметы утвари, лишь бы их нижняя часть не имела выпуклого орнамента или рубцов, которые могут помешать отделению высохшей бумажной массы.

Женщины, которые делают такие изделия, собирают в мешки или корзинки всю бумагу, которая попадает под руку. Накопив ее в достаточном количестве, они замачивают ее на 10 — 12 дней в воде и смешивают затем с крахмальным или мучным клейстером, добавляя к этой смеси немного глины, коровьего навоза, половы, а иногда и мелкой соломенной сечки. Подготовленной массой ровно обмазывают нижнюю часть глиняного или металлического сосуда до того места, где он начинает сужаться к горловине. Иногда под массу на сосуд накладывается кусок старой ткани. Затем сосуд опрокидывается вверх дном и нанесенная на него масса сохнет на солнце. Высохшую заготовку снимают с сосуда, заравнивают края, зачищают поверхность и покрывают ее белой или окрашенной грунтовой основой. После просыхания основы изделие разрисовывают от руки, нанося на него узоры, отражающие фантазию и вкус хозяйки.

Эти изделия чаще всего имеют вид мисочек и мисок самого разного размера, но если формой служит цилиндрический сосуд, то и изделие имеет форму открытой банки.

Ко всем этим вещам иногда отдельно формуют крышки. Сосуды, изготовленные в этой технике, используются в хозяйстве и в качестве декоративных чаш или ваз, и в качестве мисок, в которых держат пряности, орехи, фасоль, горох и т. п. Ни один вид сосудов из папье-маше не используется для хранения влажных или жидких веществ, так как этот материал легко размокает. Из папье-маше делают также маски, которые бывают трех видов: декоративные, театральные и ритуальные.

Декоративные маски вешают на стены комнат в качестве предметов убранства. Они изображают обычно лица тех или иных мифических или эпических персонажей и чаще всего бывают небольшими.

Театральные маски используются, как правило, во время праздничных выступлений народных артистов и любительских представлений, на которых играются сцены из эпоса. Наиболее часто это бывают маски, изображающие животных (особенно — обезьян для представлений «Рамаяны») и демонов; актеры, изображающие положительных героев, выступают обычно без масок. Театральные маски делают повсеместно, и особо прославленные центры их изготовления выделить трудно. Наиболее известны, пожалуй, некоторые из центральных округов штата Раджастхан, где в начале лета проводятся представления, связанные с мифами о десяти воплощениях бога Вишну, и где для этих представлений делают маски богов, героев, демонов, животных и т. д.

Изготовлением ритуальных масок славятся некоторые округа штата Орисса, где в них исполняют танцы «чхау», связанные с культом бога Шивы, и штата Андхра-Прадеш, где маски используются для представлений в честь бога Вишну.

Ритуальные маски из папье-маше изготовляются также в штате Западный Бенгал. Здесь в дни храмовых праздников исполняются религиозные танцы, изображающие борьбу богов с демонами; танцоры при этом надевают не только особые костюмы, но и очень искусно сделанные сложные маски, выполненные по древним традиционным образцам и напоминающие маски танцоров, которые выступают на храмовых буддийско-ламаистских праздниках в Непале, Тибете или Сиккиме.