Обработка дерева        30 июня 2012        75         0

Изготовление деревянных изделий с росписью под лак

Индия

rospis-pod-lak

Изготовление деревянных изделий с росписью под лак является особой отраслью художественной обработки дерева. Она стала развиваться в Индии сравнительно недавно — с XVI в., когда часть Декана, включавшая в себя и западные области современного штата Андхра-Прадеш, входила в состав султаната Голконды и здесь появилось много ремесленников-мусуль-ман, обслуживавших мусульманскую знать и поддерживаемых ею. Именно тогда в местечке Нирмал близ г. Хайдарабада пришлые ремесленники начали вырабатывать деревянные предметы, украшенные многоцветным орнаментом растительного характера и покрытые сверху слоем прочного несмываемого лака. Эти изделия стали известны под названием «нирмал», подобно тому, как по названию города Бидар именуются металлические изделия «бидри», производство которых началось в то же время, когда зародился стиль нирмал.

Трудно определить, в какой период чисто «мусульманский» растительный узор стал дополняться изображениями не только людей, но и богов. Возможно, это произошло под влиянием Деканской школы мусульманской миниатюры с ее портретной живописью, а возможно, сказалось воздействие втянувшихся в это производство ремесленников-индусов. К XX в. изображение человека стало преобладать на изделиях нирмала. Но само это производство, как и многие художественные ремесла Индии, захирело в годы господства колонизаторов, и к моменту освобождения страны в нем было занято только несколько человек.

Правительство независимой Индии и правительственные органы штата приняли энергичные меры по возрождению этого ремесла. Они не раз выделяли деньги для субсидирования ремесленников, активно поддерживали создание кооперативных объединений производителей нирмала. В результате производство этих вещей не только возродилось в прежнем центре, но и началось в ряде других районов Индии.

Весь процесс изготовления нирмала, начиная с распилки дерева и кончая сушкой готовых изделий, протекает в одной мастерской. Для этих вещей используется легкая древесина деревьев, которые известны под названиями «бургу» и «пунки». Вырезание и обточка изделий раньше производились вручную, теперь для этого используют станки с электрическим приводом. Выточенную форму сначала покрывают особой пастой-грунтом, состоящей из прокипяченной смеси порошка белой глины с клейким соком зерен тамаринда. На просохший грунт от руки наносится рисунок — мастера до сих пор предпочитают пользоваться минеральными красителями традиционного состава — и после просушки изделия покрываются лаком.

Фон росписи чаще всего бывает черным, золотым или красным. Сюжеты ее, помимо стилизованных растений, воспроизводят мифологические персонажи, фигуры с фресок Аджанты и очень часто — танцовщиц в ярких одеждах.

Рисунок сначала делают на бумаге, накалывают его иголками и, наложив бумагу на загрунтованную поверхность, протирают угольным порошком. Краску для серебрения готовят из описанного клея и свинца, долго разбивая ее молотком на горячем камне; после окраски и просушки изделие полируют агатом и покрывают лаком.

Лак, которым покрывают роспись, тоже приготовляется в мастерских. Высушенные очищенные зерна семян тамаринда растирают с их шелухой и кипятят в воде до получения состава требуемой консистенции. Режим высушивания изделий на солнце строго регламентирован разработанной практикой, и от него зависят глубина блеска и прочность лака.

В наше время ассортимент лаковых изделий чрезвычайно широк — от каблуков для женских туфель до предметов меблировки, декоративных панелей и ширм. Многие вещи пользуются спросом на внешнем рынке, особенно декоративные тарелки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *