Производство керамики        27 июня 2012        62         0

Изготовление лепных человеческих фигурок

Индия

Важной отраслью гончарного производства издавна стало изготовление лепных человеческих фигурок, отражающих, подобно каменным скульптурам, детали одежды, прически, головные уборы, украшения, а также антропологические черты людей разных исторических периодов, что очень важно для исследователей этнографов и антропологов. Производство таких фигурок широко известно по материалам археологических раскопок в ряде мест Северной Индии, начиная со второй половины I тысячелетия до н. э.

Во многих глиняных фигурках этого времени прослеживаются приемы лепки, близкие тем, которые были распространены в эпохи древних цивилизаций, в частности цивилизации Хараппы. Это формовка от руки целого тела человека (или животного) или отдельно головок с глазами, бровями, губами и украшениями, нанесенными чаще всего налепным шнуром, но иногда вырабатываемыми и в процессе лепки.

Изготовление лепных человеческих фигурокТерракотовая фигурка (штат Ассам XX в.)

В этот же период приобрели популярность пластинки с рельефными изображениями (как религиозного, так и светского характера), предназначенные для украшения стен. На обратной стороне этих пластинок имеется углубление для гвоздя, а на некоторых есть и сквозные отверстия. Делали и пластинки и кирпичи для облицовки стен, несущие на себе рельефные узоры.

Возможно, традицию изготовления пластинок с рельефами можно возвести к глиняным печатям цивилизации Хараппы. Не видно исторических причин, которые могли бы прервать развитие этой традиции — не прерывалась же, например, традиция изготовления таких игрушек, как модели повозочек, о чем мы узнаем, в частности, из драмы Шудраки «Глиняная повозочка», датируемой приблизительно III-VII вв. н. э.

В конце I тысячелетия до н. э. в изображениях на пластинах и, главное, в объемных фигурах появляются более тщательное моделирование и более мелкая и детализированная отделка — проработка лиц, одежды, украшений и т. п.

Традиция изготовления глиняных фигурок с тех пор поддерживается в Индии повсеместно. Гончары делают не только игрушки, декоративные изображения людей, животных или птиц, но также и фигурки божеств. Такие фигурки, обычно небольшие по размерам, присутствуют во многих домах в качестве изображений богов (либо, больше, богинь), охраняющих дом, очаг, детей и саму семью от различных бед. Часто их размещают под деревьями не далеко от деревни. К дням религиозных праздников повсюду изготовляют из соломы с покрытием из необожженной глины и большие изображения богов и богинь, наряжают их, приносят им жертвы, играют на музыкальных инструментах, поют и танцуют перед ними, а по окончании праздника относят их, в сопровождении процессий верующих, на берега рек и бросают в воду (что символизирует собой смерть божества до следующего посвященного ему праздника, когда вновь будет сделано его изображение).

Изготовление лепных человеческих фигурок

Глиняные фигурки (Западный Бенгал). Слева — герой Басудев, справа – полицейский.

Повсеместно в Западном Бенгале производят методом ручной лепки, используя черную и красную глину «жертвенных лошадок». Различаются они тем, что имеют очень длинные, прямо поставленные шеи и толстые ноги. Таких лошадок ставят у лесных опушек, заменяя ими живого жертвенного животного, даруя их духам леса с просьбой охранить в лес входящего от всяких бед.

Красиво окрашенные стилизованные фигурки лошадей изготовляются и в других районах Северо-Восточной Индии. Здесь их делают чаще, нежели фигурки каких-либо других животных, хотя здесь же гончары производят и глиняные игрушки, и декоративные изображения быков, слонов и т. п.

В штате Уттар-Прадеш вырабатывают очень реалистические глиняные фигурки людей самых разных профессий — водоносов, крестьян, портных, жрецов, писцов, пастухов и т. п.,- создавая как бы иллюстративную летопись жизни и деятельности народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *