Техника живописи и скульптурные приемы        09 августа 2012        77         0

Изображения фигур или предметов

Египет

Мы уже говорили, что по своему положению и занимаемым должностям многие представители высшей знати были тесно связаны с сооружением и декорировкой храмов, с хранилищами рукописей и с художественными мастерскими. И среди рукописей, и в мастерских, несомненно, были образцы, из которых в каждом отдельном случае компоновались сцены для мастаб соответственно площади их помещения. Существование таких образцов подтверждается рядом фактов. Так, имеются изображения художников, составляющих на доске или папирусе эскиз большой композиции «времен года». Далее, показательно точное совпадение многих иероглифов с изображениями соответствующих фигур или предметов на рельефах и росписях. Великолепно выполненные цветные иероглифы людей, животных, птиц, рыб, различных изделий и по контуру, и по расцветке идентичны соответственным изображениям на стенах мастаб и храмов. Это особенно заметно на сложных фигурах или группах охотника с собакой на сворке, слона, быка или антилопы, роющих землю копытом так, что летит пыль.

Изображения фигур или предметов
 Антилопа. Рельеф из храма Ниусерра.

 

Трудно сказать, появлялись ли такие интересные новшества в мастерских и затем уже переносились и в тексты, и в изображения, или же они возникали в ходе создания той или иной сцены и затем уже заносились в число принятых образцов, хранившихся у художников или писцов. Вполне возможны оба пути. Во всяком случае, характерно, что на некоторых фигурах и группах в храмах видны следы сетки, нанесенной уже поверх готового и раскрашенного рельефа, очевидно, с целью скопировать понравившуюся деталь для последующего воспроизведения.

Недостаток материала, в особенности рельефов из храмов IV династии, не позволяет установить место первоначального появления большинства композиций на рельефах храмов и мастаб. Думается все же, что ряд основных сцен впервые создавался при декорировке храмов, а затем уже использовался для усыпальниц царских родичей и высшей знати. Композиции, связанные либо с царским культом, либо с различными особенностями обихода фараона, воспроизводились, разумеется, только в храмах. Мы не встретим в гробницах вельмож Древнего царства охоты в загоне, которую мы видели в храме Сахура и которая, по-видимому, была царской привилегией; представители знати изображались охотящимися только среди холмов пустыни. Характерно, что ни в одной усыпальнице вельмож Древнего царства нет изображений царя или бога.

В то же время ряд сцен предназначался только для гробниц знати. Так, вельможи с указанной выше целью закрепления прав на некоторые погребальные обряды, совершавшиеся ранее только в царском заупокойном культе, начинают все чаще и подробнее показывать на стенах своих мастаб сцены заупокойного ритуала — перенос тела в «дом бальзамирования», перевозку статуи в гробницу, обряды перед статуей, перевоз саркофага и ящика с канопами (сосуды, в которых помещались вынутые при бальзамировании внутренности).

Характерно, что в это же время в заупокойных молитвах в гробницах вельмож впервые встречается имя бога мертвых Осириса, до тех пор связанного только с заупокойным культом фараона. Значение этого явления огромно, так как культ Осириса сыграл первостепенную роль в развитии древнеегипетских верований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *