Техника живописи и скульптурные приемы        03 августа 2012        70         0

Изображения людей, имевших различные физические недостатки

Египет

Среди заупокойных статуэток встречаются реалистически переданные изображения людей, имевших различные физические недостатки, в том числе и карликов, причем показательно, что все такие скульптуры иконографически относятся к разобранному выше типу статуй согласно жизни, то есть люди изображены без парадных париков.

Как показывают источники, при дворах египетских фараонов было немало карликов. Частично это были представители низкорослых племен Центральной Африки, привозившиеся в виде добычи участниками экспедиций. Такие карлики были редкостью и особенно ценились за их пляски. Однако чаще встречались при дворе карлики-египтяне, которые прислуживали царю в его личном обиходе, были поводырями царских любимых животных — собак и обезьян, работали ювелирами. Некоторые из них занимали высокие должности и имели свои собственные гробницы в царском некрополе. Происходили ли эти карлики из знатных семейств, или же они получали возвышение благодаря своим способностям или же вследствие особой привязанности фараона, сказать трудно.

До нас дошли статуэтки таких карликов. Первая из них, изображающая карлика Хнумхотепа,заупокойного жреца и «начальника полотна», то есть, очевидно, начальника ткачей, справедливо считается одним из лучших произведений времени V династии. Хнумхотеп показан стоящим, на нем надет длинный передник, руки опущены вдоль тела. Скульптор мастерски передал характерные формы его фигуры — короткие толстые ножки, большую голову, маленькие руки и неправильно развитое туловище. Памятник раскрашен и производит впечатление большой правдивости. Менее удачна статуэтка карлика Петпеннисут, в которой мастер подчеркнул только несоразмерную величину головы.

Крайне интересное решение было найдено для композиции семейной группы третьего карлика — Сенеба.

Изображения людей, имевших различные физические недостатки

Карлик Сенеб с семьей. Известняк.

 

Он был начальником ткацких мастерских дворца, имел высшее придворное звание «единственного семера» и ряд жреческих; Сенеб был женат на царской родственнице Сеннеттефес, от которой имел сына и двух дочерей. В сердабе его мастабы в Гизэ была обнаружена скульптурная семейная группа, являющаяся уникальной. Скульптор чрезвычайно остроумно построил группу, для того чтобы по возможности скрыть неправильность фигуры карлика: Сенеб и его жена, женщина нормального роста, сидят рядом, и их головы и плечи даны на одном уровне, короткие же ноги карлика скрещены и поджаты, а перед сидением, там, где должны были находиться ноги Сенеба, поставлены фигурки его сына и дочери, уравновешивающие таким образом фигуру матери.

Чрезмерно маленькие руки карлика прижаты к груди так, что их размер тоже не сразу привлекает к себе внимание. Очевидно, создавая заупокойную статую Сенеба, скульптор не имел права изменить или приукрасить его фигуру, но он все же попытался сделать физические недостатки карлика менее заметными. Равным образом, хотя Сенеб изображен со всеми особенностями его фигуры и на рельефах гробницы, однако и здесь видны попытки при помощи той или иной композиции избежать подчеркивания этих особенностей. Так, иногда скульпторы, сохраняя ненормальные формы тела Сенеба, изображали его все же одного роста с подчиненными ему здоровыми людьми; в других случаях старались по возможности скрыть ноги карлика, показывая его то опустившимся на одно колено, то сидящим на низеньком стуле или табурете, то в носилках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *