Теоретические вопросы        20 октября 2012        107         0

Изобретение календаря в Египте

kalendar-egiptaЕгипетский календарь представляет собою первое письменное отражение успешного сочетания числа с точной записью наблюдений. Он является прародителем нашего календаря, который отличается от него только небольшими исправлениями, внесенными сначала Юлием Цезарем, а позднее папой Григорием. Однако изобретение календаря было прямым откликом на особые условия земледелия в долине Нила. Весь земледельческий цикл в Египте зависел от ежегодных разливов Нила. Эти разливы повторяются с такой регулярностью, какой мы не находим ни в одной другой системе рек: достаточно пятидесятилетней записи наблюдений, чтобы убедиться, что промежуток между двумя разливами был равен в среднем 365 дням. Те, кому это было известно, могли предсказывать, когда следовало начинать цикл земледельческих работ, и вполне возможно, что земледельцам такие успешные предсказания казались знаком божественного всеведения. Трудно сказать, являлось ли основой власти Менеса именно такое «всеведение», но, как бы то ни было, он или какой-то его неизвестный предшественник использовал, по видимому, это открытие в качестве основы официального календаря, заменившего лунный календарь — такой, каким и по сие время пользуются многие народы, стоящие на ступени варварства или дикости. Искусственный тропический год был разделен на 12 месяцев по 30 дней в каждом; к этим месяцам были добавлены пять остающихся дней.

Какой бы замечательной точностью ни отличалась эта первая попытка создания солнечного календаря, он имел погрешность приблизительно на шесть часов в год. Столетие спустя эта постепенно увеличивающаяся погрешность уже во сто крат превышала первоначальные четверть суток и расхождение между официальным и действительным тропическим годом стало слишком заметным. Официальные названия времен года — «Разлив», «Сев», «Жатва» — утратили всякую связь с теми полевыми работами, для упорядочения сроков которых они предназначались, и календарь стал явно непригоден для той цели, для которой он, собственно, и был составлен. Однако к этому времени он, должно быть, подобно христианской пасхе, уже слишком прочно вошел в употребление вследствие своей связи с разными личными и местными праздниками, чтобы его можно было легко изменить. Поэтому он удерживался вплоть до завоевания Египта Юлиеем Цезарем, который, как чужеземец, мог пренебречь «туземными предрассудками».

Однако еще в период Древнего царства чиновники фараонов изобрели новый способ регулирования сроков земледельческих работ. Оказывается, что на долготе Мемфиса предутренний восход Сириуса, по-египетски Сотиса, совпадает с началом разлива Нила. Соответственно с этим чиновники использовали наблюдения за Сотисом для подачи сигнала к началу земледельческого цикла. Один раз за 1461 год предутренний восход Сириуса совпадал с началом официального года. Этот период называется циклом Сотиса. Один из таких циклов начался в 139 году н. э., и египтяне оставили записи, показывающие соотношения между официальным и звездным годами, определяемыми по Сотису, при нескольких царях XVIII династии и при Сенусерте III (XII династия).

Эти записи дают нам достоверную дату для периода Среднего царства, начало которого на основании полных династических списков следует, по видимому, относить приблизительно к 2000 году до н. э. Однако нет никаких оснований предполагать, что введение календаря относится к началу одного из циклов Сотиса. Таким образом, вопреки утверждениям, применение официального календаря в эпоху IV династии еще не доказывает, что календарь был впервые введен на один цикл Сотиса ранее, то есть в 4236 году до н. э. По видимому, он был введен уже после того времени, к которому относятся первые письменные источники, вероятнее всего — в период царствования Менеса. Но датировать это изобретение следует с помощью династических списков, сличая их для проверки с официальными биографиями и беря при этом в качестве исходной даты 2000 год до н. э. Вследствие несомненной растянутости списков и вероятного преувеличения продолжительности отдельных царствований определение этой даты в 1950 году колебалось между 2830 и 3188 годами до н. э.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *