Производство керамики        14 марта 2012        68         0

Изразцовая мозаика

izrazcovaya-mozaika-iranИранские зодчие уже издревле умели украшать стены кирпичных построек путем сложной и хитро-продуманной кладки кирпичей различной величины, то в одном, то в другом направлении, таким образом, что линии обреза кирпичей образовывали прямолинейные геометрические орнаменты. Из этого очень простого по идее и очень сложного по исполнению искусства возникла в течение средних веков изразцовая мозаика. Для скромных декоративных заданий зодчих XI, XII и XIII веков, искусство которых вращалось в прямолинейных геометрических линиях, вполне годились заранее формованные глазурованные плиты. Но для составления орнаментов, состоящих из изогнутых плоскостей, они оказались не пригодными. Тогда появляется сложная и весьма трудная техника резьбы и, вместе с тем, начинается история, в точном смысле этого слова, фаянсовой мозаики.

Орнамент целиком вырезался из больших глазурованных одноцветных плит по данному художником мастеру образцу и затем всаживался в цементную основу стены. Закругленные буквы, на красоту линий которых на Востоке обращается такое внимание, также вырезались из заранее обожженных и глазурованных плит. Последний шаг к совершенству состоял, наконец, в том, что не только орнамент, но также и окружающий его фон вырезался из разноцветных поливных плит, так что вся украшенная плоскость сплошь покрывалась фаянсовой мозаикой. Техника эта, не обнаруживающая уже ни малейших следов борьбы с материалом, как это бывает обыкновенно в начале применения какого-нибудь нового технического приема, появляется на сооружениях первой половины XV века.

Не сохранилось никаких сведений, никаких преданий, каким образом производилось это вырезание глазурованных кусков. Самым прекрасным памятником фаянсовой мозаики является Синяя мечеть в Тавризе (1437-1468 г.), выстроенная тюркским шахом Джеханом. Великолепная мечеть в настоящее время находится в состоянии полного разрушения. Своды рухнули во время землетрясения, и никакие меры к восстановлению здания не предпринимаются. Многие куски мозаики увезены в Европу. Объясняется все это тем, что мечеть выстроена тюрком-суннитом. И вот персы-шииты, тщательно оберегающие все остальные мечети, с полным равнодушием и чуть ли не с удовольствием взирают на то, как разрушается великолепнейший архитектурный памятник, только потому, что строителем его четыреста лет тому назад был человек, хотя и их же религии, но только другого толка.

В общем, образцы фаянсовой мозаики встречаются в европейских музеях очень редко, по той простой причине, что мозаичные плиты лишь с большим трудом могут быть выломаны из цементной основы стен.

В XV веке мозаичные плиты встречаются и за пределами Персии. Так, например, уже в упомянутой Зеленой мечети в Бруссе (1424 г.) парапет султанской ложи украшен фаянсовыми вставками. Еще ранее фаянсовая мозаика появляется в резиденции Тимура, в Самарканде, куда она была перенесена, по всей вероятности, путем насильственного переселения персидских мастеров.

В Персии расцвет мозаичных плит оканчивается в XVI веке. В последующее время их стали заменять более дешевыми расписными фаянсовыми плитами с разноцветными оловянными глазурями. Только при исполнении надписей еще долго применялась на Востоке мозаичная техника. И в этом опять-таки сказывается чуждое европейцу, какое-то совершенно особое, чрезвычайно серьезное и высококультурное отношение восточного человека ко всему, что касается письма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *