Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        24 декабря 2018        27         Комментарии к записи Как человек учился думать отключены

Как человек учился думать

Как человек учился думать

Познание есть мышление, то есть способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и общества. Известны два вида мышления: логическое, отвлеченное и образное, конкретное. Логическим ведает левое полушарие мозга, а образным — правое. Путь людей к познанию мира шел от его созерцания к абстрактному мышлению.

Первоначально у человека было мало общих понятий, преобладали конкретные, наглядные образы. Если хотели сказать, что предмет твердый, то говорили «как камень», высокий — «как дерево», круглый — «как луна». Когда упоминали о цвете, то называли животных, птиц, цветы и так далее, например: голуби, фиалки… От них и возникли названия цветов: голубой, фиолетовый… Название оранжевого цвета происходит от французского слова «оранж» — «апельсин». Если люди говорили о таких общих понятиях, как «вода», «лес», «весна» и так далее, то представляли их в образах, скажем, дедушки-водяного — толстого и одутловатого старика, зеленого, как вода, или лешего — мрачного деда, напоминающего старое корявое дерево, или девы Весны с цветами.

Человек не обладал иного средства в познании природы, он сравнивал самого себя с ней. Наблюдал за тем, как солнце движется по небу, звезды перемещаются на небесах, ветер мчится и свистит, листья шумят, точно шепчутся, звери ревут, птицы кричат. Люди полагали, что солнце, звезды, ветер, растения, птицы, звери — такие же живые существа, как они сами. Люди первобытности от природы себя не отделяли, представляли себя такими же, как камни, растения и животные.

Откуда взялось слово «огонь»? От слов «гнев», «гневаться», «прогневаться». Огню приписывали побуждения и поступки гневного существа. Выражения «яростный гнев», «разъярился» произошли от слова «яр» — «огонь», от вымышленного древнеславянского владыки огня и света Ярилы.

Люди не могли приступить к познанию мира, не наделяя предметы и явления природы человеческими свойствами, чувствами и намерениями. Человек, отыскивая сходство явлений природы со своими поступками, делал ее как бы более понятной, но это воображаемое сходство явилось для него и источником многих заблуждений. В древности камни, деревья или звери настолько уподоблялись человеку, что в греческом городе Афинах даже устраивался суд над предметами из дерева и камня случайно ранившими человека. Если кто-нибудь жаловался судье, что камень сам сорвался с горы и ударил его, то камень наказывали: торжественно выбрасывали за пределы города.

Царь Ксеркс в 480 году до нашей эры во время похода в Грецию приказал соорудить два моста через пролив Дарданеллы. Ксеркс думал переправить по ним войска из Азии в Европу. Но когда мосты были уже наведены, налетела сильная буря и разнесла их. Разгневанный царь приказал палачам отрубить головы строителям мостов, а пролив отхлестать бичами. Волны пролива были наказаны тремястами ударами плетью. В воду даже были сброшены кандалы, как будто действительно можно высечь или заковать пролив!

Как человек учился думать

У всех народов в песнях и сказках камни, деревья, птицы и звери часто обладают сознанием, чувствами и способностями совершать разумные действия. «Шел старик дорогой, смотрит, навстречу ему идут три мужика: Солнце. Ветер и Мороз. Старик тем мужикам поклонился, а Ветру еще поклон наособицу. Солнце разгневалось, что Ветру оказана особая честь, и сказало: «Погоди, старик, вот я тебя сожгу». А Ветер молвил: «А я не допущу». Мороз пригрозил: «Постой, старик, я тебя заморожу». А Ветер: «А я тебе не позволю!».

Для нас сказка — это поэтический вымысел, мы воспринимаем ее как фантазию и не мучаемся вопросом, способны ли Солнце, Ветер и Мороз разговаривать между собой, но было время, когда в этом никто не сомневался. В старину зимой крестьянин брал ложку киселя, выходил на порог сеней и говорил: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Мой овес не бей». Когда поднимался ураган, старухи вытряхивали из окна на улицу мешочек муки, приговаривая: «Успокойся, ветер добрый! Унеси мучки своим детям!» Олицетворение ветра как живого существа вызывало ложное представление, что воет он с голоду, а если дать ему муки, то вой прекратится.

В сказках разных народов упоминается неведомое существо, которое сидит на дереве и караулит, не проедет ли кто. А проезжему прыгает с дерева на плечи, и уж коли прыгнет, то от него и не отвяжешься, во всех делах будут преследовать несчастливца горе да неудачи.

Восприятие общих понятий в виде наглядных, живых представлений было причиной возникновения образов Горя-Злосчастья, Лиха Одноглазого, двенадцати крылатых худых сестер — трясовиц-лихорадок Ломихи, Огнихи, Желтихи, Горячихи, Бессоннихи и других, которые «тело жгут и знобят, белые кости рушат».

Труд вел людей к созданию все новых и новых понятий. Но вследствие непосильно тяжелой борьбы человека с природой, созданные им же самим понятия отрывались от действительности, превращались в сверхъестественные образы, то есть в тех, кого нет в «естестве», в природе, — в духов и богов. Они-то и мешали познанию мира.