Путешествия и открытия        21 декабря 2018        59         Комментарии к записи Как люди научились говорить отключены

Как люди научились говорить

Древние народы верили, что речь была внушена первым людям свыше, какой-то сверхъестественной силой, духами или богами. «Вначале было слово и слово было бог», — сказано в Евангелии. Это глубокое заблуждение. Язык не дар небес, а результат длительного развития человечества.

В средние века верили, что животные могут говорить, так как в Библии утверждается, что ослица разговаривала со своим хозяином Валаамом. Святой Франциск якобы умел беседовать с птицами и зверями. Рассказывают, как в африканском лесу один монах встретился со львом. Охваченный ужасом монах перекрестился и сказал: «Боже, сотвори чудо, сделай льва христианином». Через минуту, действительно, лев стал на колени, перекрестился и произнес: «Боже, благослови пищу, которую я сейчас съем». И съел монаха.

Было время, когда люди не знали членораздельной речи. Искусство слова родилось в труде. Именно труд вызвал у людей необходимость общения, потребность думать и говорить, чтобы передать свою мысль другому. Сейчас на Земле существуют более пяти тысяч шестисот языков и наречий.

Первый лепет ребенка — это междометия-восклицания, потом появляются слова и, наконец, фразы. Вначале он лепечет «па», «ма», «ба». Образуются слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». У разных народов они имеют различное значение. По-грузински «мама» значит «отец», «деда» — «мать». По-русски «баба» — «женщина», а по-татарски — «дед».

В самом начале люди общались между собой с помощью звуковых сигналов, ими они перекликались во время охоты. Когда труд стал более сложным, этого оказалось недостаточно. Чтобы согласовывать работу, людям надо было как-то сговариваться о предстоящих действиях.

В конце XIX века один путешественник сбился с пути в австралийской степи. Он долго блуждал и к вечеру добрался до селения аборигенов. Войдя в хижину, путник увидел, что там, в глубоком молчании сидело несколько женщин. Он громко окликнул их, но те не отозвались, точно все были глухие. Он позвал их снова, и опять никто не отозвался. Удивленный, он внимательно пригляделся к сидящим. Женщины сидели кружком, пальцы и кисти их рук двигались с поразительной быстротой. Это заинтересовало путешественника. Он подошел к ним поближе. Женщины в страхе переглянулись, но не издали ни одного звука, зато руки заработали еще быстрее. Тут только путешественник заметил, что, пока одна из женщин жестикулирует, то поднимая, то опуская ладони, то загибая, то выпрямляя пальцы, остальные сидят неподвижно и внимательно наблюдают. Но стоит ее руке успокоиться, в движение приходят руки соседки. «Ах, вот оно что, — подумал путешественник, — эти женщины говорят друг с другом руками».

Путешественник оказался прав. Ручной язык сохранился у некоторых австралийских племен. Там женщина не имеет права говорить с чужими мужчинами. Объясняться с ними она должна руками.

Два индейца различных племен, не понимая языка друг друга, могут полдня беседовать, рассказывая всякие истории движением пальцев рук и ног. Но язык жестов имел ничтожное распространение. Как правило, он лишь сопутствовал звуковой речи, дополнял ее. Потребность передавать сложные мысли и выражать чувства звуками привела к тому, что преобразовались неразвитая гортань и голосовые связки первобытного человека. Постепенно он учился произносить звуки разных тонов и в определенной последовательности.

Речь сплотила людей, научила их взаимопониманию и общению. Труд, огонь и речь — вот те силы, которые привели к тому, что человек начал думать об окружающем его мире.

Охота развивала тело и ум первобытного человека, требовала изобретательности, давала мясо для питания. Это способствовало росту мозговых клеток. Человек мыслит при помощи мозга. Центры мышления находятся в корковом веществе больших полушарий. Поэтому, если их удалить, человек перестает мыслить. Постепенно мозг стал увеличиваться в объеме, начали совершенствоваться его центры, от которых зависят речь и мышление.

Руки кормили человека. Но чтобы они работали лучше, нужно было более развитое сознание. На первых порах рука была учителем головы. Во многих языках слова «разум» и «мысль» происходят от древнего наименования руки. Труд зажег в мозгу первую мысль, дал человеку сознание.