Архитектура        02 июня 2015        209         0

Канон в архитектуре

Канон в архитектуре

Архитекторы первыми среди прочих представителей древнегреческого искусства пришли к каноническим формам. Они уже в V веке при строительстве храмов использовали их, формулировали в своих трактатах. Этой эпохи памятники свидетельствуют о том, что канон применялся повсеместно. Они говорят также о его стабильности: поколения сменялись, а канон продолжал свою жизнь. Его сфера применения была обширной и всеобщей, он предписывал определенные формы и пропорции как для всего здания в целом, так и для его деталей. Каноничность, постоянство и всеобщность форм древнегреческой архитектуры были следствием того, что эти формы являлись безличными, объективными. В источниках можно довольно редко встретить имена художников, словно художник значил совсем немного, был не творцом, а исполнителем. Перед взорами первых эстетиков находились произведения архитектуры, которые воспринимались ими так, словно их воздвигли согласно вечным, сверхиндивидуальным, вневременным законам.

Древнегреческий классический архитектурный канон имел математический характер. Археологи не пришли пока к единому мнению относительно того, был ли модулем дорического храма триглиф или же половина ширины колонны, измеряемой у основания; однако на той или другой основе можно реконструировать весь храм.

Канон в архитектуре

Каждая деталь греческого храма имела соответствующую пропорцию. Если за модуль взять половину ширины колонны, то афинский Тесейон имел шестиколонный фасад с 27 модулями: шесть колонн охватывали 12 модулей, три центральных интерколумния имели по 3,2 модуля, два боковых по 2,7, вместе же — 27. Отношение колонны к центральному интерколумнию составляет, следовательно, 2:3,2 или 5:8. Триглиф равен ширине одного модуля, а метопа — 1,6. Их соотношение опять-таки — 5:8. Те же числа повторяются во многих дорических храмах. Такое же число — 27 модулей — можно найти и в четырех колонных фазах.

Для историка эстетики конкретные числа не имеют большого значения, но важно уже само то, что все элементы определялись в числах.

В древности применение канона прежде всего было обязательным в храмах, а также в театрах. «План самого театра, — пишет Витрувий, — намечается так: основной наметив центр, надо линию окружности начертить, которая по величине будет соответствовать периметру нижней площади в будущем, и в эту окружность вписать четыре треугольника с равными сторонами, через равные промежутки касающихся ее крайней линии». Эта геометрическая система применялась в Греции при строительстве театров с классических времен; мы ее находим уже в афинском театре Диониса, древнейшем каменном театре. Театральные архитекторы также соблюдали постоянную пропорцию между расстоянием, отделяющим сцену от зрителей, и высотой сцены. Когда впоследствии стали понижать ее высоту, то одновременно и стали уменьшать это расстояние.

Канон в архитектуре

Архитектурный канон распространялся также на все элементы — колонны, антаблементы, волюты капителей и рифление колонн. С помощью математики архитекторы точно и тщательно применяли канон ко всем этим деталям. Канон предусматривал волюты капителей ионического ордера. Канон определял не только количество каннелюров колонны, но и их глубину…

Канон античной архитектуры должен был радовать не только глаза, но и уши. Канон театральной архитектуры определялся не только лишь с точки зрения формы, но и получения хорошей акустики: акустические сосуды в театрах распределялись в определенном порядке, который должен был не только голос усилить, но и желаемый придать ему тон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *