Техника живописи и скульптурные приемы        05 июня 2015        151         0

Канон в скульптуре

Канон в скульптуре

Древнегреческие скульпторы также пытались учредить каноны своего искусства. Больше всего в этой области сделал Поликлет. Скульптурный канон основывался на постоянстве пропорций. «Красота заключается в пропорциях частей тела, т. е. пропорции пальца к пальцу, пальца к сгибу, его — к ладони, ее — к локтю, локтя к плечу, и всех этих частей друг к другу, как написано это в «Каноне» Поликлета», — сообщает Гален. О том же говорит Витрувий: «…человеческое тело природа так сложила, что лицо до верхней линии лба от подбородка и до начала корней волос имеет десятую долю тела…». Далее он определяет числовые соразмерности отдельных частей тела. Этот канон строго применялся классиками. В единственном уцелевшем фрагменте Поликлета указывается, что в произведении искусства «совершенство» зависит от массы числовых отношений и даже мелкие отклонения имеют для него решающее значение.

Скульптурный канон базировался на пропорциях, существующих в природе, в частности на пропорциях человека сложенного правильно. Это был, как говорится, «антропометрический» канон. В то же время он не решал окончательно вопроса о том, может ли скульптор делать свои анатомические коррективы или допускать перспективные варианты; этот канон не ставил своей целью улучшения природы. Каноном ради самого искусства древнегреческие скульпторы не увлекались. Они обращались к канону природы и применяли его в своих произведениях, считая обязательным и для искусства. Эту соразмерность («как у человека хорошо сложенного») «в расчет принимали тоже, — добавляет Витрувий, — знаменитые живописцы и ваятели древности достигли и этим бесконечной и великой славы».

Скульптурный канон касался не только общих пропорций человеческого тела, но и его частей, пропорций лица, например. Греки лицо на три делили части: лоб, нос, рот с подбородком. Но канон здесь, как это показали обстоятельные измерения, не был устойчивым. У скульптур V века лоб довольно низкий, а нижняя часть лица более длинная. Поликлет вернулся к делению лица на равные части. Но Евфранор от него уже отошел. В продолжение всей классической эпохи вкус греков подвергался постоянным колебаниям и, несмотря на их стремление к объективному искусству, одновременно со вкусом менялись пропорции греческой скульптуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *