Производство керамики        16 марта 2012        69         0

Кастель-Дуранте, Урбино

kastel-duranteМаленькое местечко на берегах богатой глиняными залежами реки Метавр, неподалеку от Урбино, переименованное при папе Урбане VIII в город, под именем Урбания. Из всех майоличных центров Италии труднее всего подвести итоги художественной деятельности для кастель-дурантинской мастерской. Одинаково воспринимая и отражая художественные течения, шедшие сперва из Фаэнцы, а затем из Урбино, она занимает какое-то неопределенное, срединное положение между этими двумя самыми крупными и влиятельными центрами производства майолик эпохи Возрождения. К тому же почти полное отсутствие подписных работ чрезвычайно затрудняет атрибуцию кастель-дурантинских фаянсов. Кроме того, на Кастель-Дуранте роковым образом отразилась близость Урбино. Мастера, достигшие известности, спешили покинуть маленький захолустный городок и переселялись в столицу герцогства Урбино.

В начале в Кастель-Дуранте применялись, главным образом, орнаментальные украшения, а среди них особой популярностью пользовались связки оружия. Эти майолики «а trofei» до конца столетия оставались самым прибыльным массовым производством местечка. Фон на борту обыкновенно синий, а на дне блюда или тарелки желтый, сами трофеи же выводились своеобразной серовато-оливковой краской. С полной достоверностью можно приписать Кастель-Дуранте майолики, украшенные рельефными, переплетающимися дубовыми ветками, расположенными обыкновенно вокруг маленького центрального медальона с поясной фигурой. Этот род украшений был, совершенно очевидно, изобретен в виде льстивого намека на дуб в гербе Ровере, владетелей Урбино.

В Кастель-Дуранте начал свою художественную деятельность знаменитейший майоличный мастер Возрождения Николо Пеллипарио, переселившийся впоследствии в Урбино, где он стал основоположником урбинского «исторического» стиля. Ряд его блестящих произведений открывается семнадцатью тарелками, в музее Каррер в Венеции, с библейскими и многочисленными сценами, исполненными по венецианским гравюрам по дереву. Далее следует роскошный сервиз, изготовленный для знаменитой Изабеллы д’Эсте, супруги мантуанского герцога Джиан Франческо Гонзага. Отдельные части его рассеяны в настоящее время по различным музеям. Все предметы украшены брачным гербом Эсте-Гонзага с фигурными изображениями библейского и мифологического содержания. Николо Пеллипарио, или Николо-да-Урбино, так стал он себя называть после переселения в Урбино, первый мастер, в работах которого проявляется типично урбинский почерк живописи: общий светлый тон, гармоничное соседство красок, серовато-коричневые контуры, одежды оттененные и, главным образом, если так можно выразиться, повышенная гамма красок.

Первое по дате произведение Пеллипарио, с изображением короля сидящего на троне, относится к 1521 году и находится ныне в Эрмитаже. Далее, в хронологическом порядке следует группа тарелок с фигурной живописью, помеченных на обороте «In Castel Durante» и датированных 1524, 1525 и 1526 годами. Следующая подписная работа Пеллипарио от 1528 года, с мучением св. Цецилии по Марку Антонио Раймонди в Барджелло во Флоренции, возникло уже в Урбино, куда он переселился между 1526 и 1528 годами и где он работал в мастерской своего сына, Гвидо да-Кастель-Дуранте.

После ухода знаменитого мастера разница между «историческими» майоликами, так называемыми istoriati, Кастель-Дуранте и Урбино все более и более стирается. Хорошие майолики с фигурной живописью поставлял еще между 1543 и 1553 годами Франческо Дурантино, хотя мы не знаем, где он работал, на своей ли родине или уже в Урбино.

Первые наши сведения о майоличных мастерских в Урбино относятся к 1500 году, но ряд памятников урбинской майолики открывается блюдом в Барджелло, работы Николо-да-Урбино, от 1528 года. С этого времени производство начинает быстро развиваться, и около середины XVI века Урбино становится главным центром производства художественной керамики Италии.

Урбинский стиль, обязанный своему развитию, как уже было упомянуто, Николо Пеллипарио, особенно блестяще сказался в творчестве Франческо Ксанто Авелли из Ровиго, мастера с ярко выраженной индивидуальностью, строго соблюдавшего похвальный обычай подписывать и датировать свои произведения. Он или вписывал свое имя полностью или ставил начальную букву X. Ксанто выделяется среди современных ему мастеров-фаянсистов известным литературным образованием. Пояснительные надписи на обороте его майолик в большинстве случаев совершенно правильны и содержат точные ссылки на Тита Ливия, Овидия и Ариоста, которых он пытался иллюстрировать. Образцами ему служили преимущественно гравюры римской школы. Обыкновенно он брал из различных листов отдельные фигуры, из которых он затем компоновал, и довольно удачно, все новые и новые группы. Почти никогда не встречаются повторения одних и тех же мотивов или приемов. Что касается самой манеры живописи, то Ксанто является прямым последователем Николо-да-Урбино. Отдельную ботегу (мастерскую) Ксанто, по всей вероятности, не имел, ибо он никогда не называет себя маэстро.

Самая мощная и имеющая влияние мастерская Урбино, периода расцвета, была собственностью семьи Фонтана из Кастель-Дуранте, основателем которой был Николо Пеллипарио. Из всех Фонтана больше всех прославился Орацио, получавший грандиозные заказы от Карла V и Филиппа II. Шедевром его мастерской считается аптекарская посуда Палаццо Апостолико в Лорето. Лучшими экземплярами являются большие вазы с изображениями на лицевой стороне фигур апостолов и святых, в то время как остальная вся поверхность покрыта пейзажами. Большой заслугой Фонтана стало введение в майоличную живопись гротескового орнамента, в том виде, как его выработал Рафаэль и его ученики. На стенных декорациях ватиканских лоджий „гротесковые” майолики выделялись молочно-белой, блестящей поливой. Рисунок или полихром или, в подражание резным камням, серый по черному.

В середине XVI века в Урбино замечается необычайное развитие форм сосудов. На свет рождаются великолепные вазы с рельефными масками и сатирами вместо ручек, большие трехлопастные на львиных лапах холодильники, фляги с ручками в виде извивающихся змеек, большие блюда овальной формы с горельефными украшениями, солонки, чернильницы, церковные подсвечники и т. д.

Главными представителями последних двух десятилетий XVI века были члены семьи Паталацци, писавшие целые исторические картины.

XVII век нам не оставил достоверных урбинских изделий.

В сферу влияния Урбино входит целый ряд местностей, майоличное производство которых известно только по отдельным подписным произведениям или случайно сохранившимся документам. Такие вполне зависимые от Урбино мастерския существовали в Риме, Пизе, Витербо, Вероне, Турине, Монтелупо, близ Эмполи и в Ферраре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *