Производство керамики        16 марта 2012        68         0

Кастелли, Генуя и Савона

casteli

В XVII веке руководящим керамическим центром Италии становится Кастелли — маленький городок в Абруццах. От ренессансных майолик изделия Кастелли отличаются, на первый же взгляд, светлыми, бледными красками, которые, хотя и лишены глубины и силы, все же производят весьма гармоничное и приятное впечатление. Содержание живописи, согласно вкусу времени, изменяется.

Сцены античной мифологии становятся реже, преобладают картины религиозного содержания по гравюрам современных, главным образом, итальянских мастеров. Многофигурные картины исполняются часто на круглых или четырехугольных изразцах. Круг изображаемых сюжетов обогащается животными и жанровыми сценами в духе Баесано и пейзажами с античными руинами. Чисто орнаментальные майолики в Кастелли. повидимому, вовсе не выделывались, орнаментальные украшения в виде акантовых листьев, цветов, масок, путти и т. п. встречаются исключительно на бортах тарелок. Некоторые майолики покрыты позолотой. Изобретателем искусства позолоты считается Франческо Саверий Груз. Одним из самых ранних, но в то же время малоотрадным мастером был Антоний Лоллус. Лучших мастеров Кастелли дали две фамилии Груэ и Джентили, которые на самом деле покрывают изделия огромного количества близких к ним художников фаянсистов.

Основателем династии Груэ был Франческо Антонио, первые подписные произведения которого относятся к 1647 году. Его сын, Карло Антонио, считался лучшим мастером фигурной живописи. Из сыновей последнего, Анастасио специализировался на изображении пейзажей, а Аурелио — животных и жанровых сцен.

Фаянсовое производство неаполитанской области пережило XVIII век, чтобы в следующем столетии пасть до степени простого кустарного производства.

Прежде чем окончательно распрощаться с гегемонией в области керамики, Италия дала последний расцвет в синих майоликах Генуи и Савоны. По свидетельству Пикколапассо, в Генуе в XVI веке существовало довольно оживленное фаянсовое производство. Но, по видимому, оно ограничивалось ходким рыночным товаром и не претендовало на художественное значение. Единственный документально засвидетельствованный памятник второй половины XVI века это фаянсовая живопись в маленькой церкви деревушки Альбиссола близ Савоны с надписью: „Fatto in Albissola nel 1576“. Только в конце XVII и в начале XVIII века фаянсы Итальянской Ривьеры появляются в более значительном количестве. Но они уже не имеют ничего общего с красочными и радостными майоликами Возрождения.

Северо-итальянские майолики покрыты почти исключительно синей подглазурной живописью, следуя в этом отношении новому вкусу времени, выработанному в Дельфте под влиянием восточного фарфора. Во главе этого направления стоит первоначально Савона. Ее главные и самые характерные произведения — большие раковинообразные чаши с небрежно и как будто „поспешно» написанными бледно-синими „путтами“, всадниками, пейзажами и растительным орнаментом. Обычной маркой является пентаграмма, т. е. печать Соломонова, в соединении с буквой S. Эти изделия приписываются большой и очень продуктивной мастерской Джироламо-Саломини. Другой часто встречающейся маркой были два наложенных друг на друга треугольника. Большое сходство с изделиями Савоны обнаруживают фаянсы Генуи, исполненные, однако, менее небрежно и более темной синей краской. Маркой служил маяк генуэзской гавани.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *