Производство керамики        27 июня 2012        97         0

Керамическое дело в Индии

Керамическое дело в Индии, как и в других странах, уходит своими корнями в дометаллическую эпоху. Раскопки в ареале цивилизации Хараппы и на Декане выявили остатки глиняных сосудов, украшенных росписью и нарезным или налепным орнаментом. При сопоставлении мотивов росписи выявляется ряд сходных черт между энеолитическими поселениями на Декане и цивилизацией Хараппы. В древней Индии была известна керамика с цветным покрытием, красно- и чернолощеная керамика, изготовленная на гончарном круге и вылепленная от руки.

Разнообразие форм, размеров и орнаментальных стилей древнеиндийской керамики очень велико. Оно говорит о широком использовании изделий из глины в быту населения самых разных областей страны, стоявшего на разных уровнях общественно-исторического развития.

Археологи обнаружили в ареале Хараппы также большое количество керамических фигурок людей и животных, птичек-свистулек и даже маленькую модель двухколесной повозки. Полагают, что это были игрушки, но не исключено, что часто встречающиеся изображения женщин могли носить и сакральный характер, а именно служить изображениями богинь-матерей. Поклонение этим богиням было так широко распространено в среде доарийских народов Индии, что все эти культы вошли в религию индуизма, которая сложилась после прихода арьев в страну и в основу которой легла культовая практика и арийских, и местных народов.

В эту эпоху гончарный круг уже был известен, но ритуальная посуда должна была, видимо, изготовляться с использованием древних традиционных приемов ручной лепки. Ручная лепка керамических сосудов продолжала бытовать в Индии наряду с распространением процесса их выработки на гончарном круге и позже. Вплоть до нашего времени вручную вырабатывают посуду из глины в среде ряда малочисленных народностей, стоящих на невысоком уровне общественно-исторического развития. Эта же традиция прослеживается иногда и в среде развитых народов.

Так, в Ассаме в деревнях изготовлением такой посуды занимается каста гончаров хира. Процесс их работы напоминает процесс изготовления описанных ритуальных сосудов. Мужчины из этой касты приготовляют тесто из смеси глины с мелким речным песком, а женщины лепят из него посуду. Сначала делают заготовки дна для 20-30 сосудов, просушивают их, потом смачивают и легкими ударами булыжника придают им полусферическую или округло-коническую форму. После следующей подсушки налепляют стенки из жгутов, расплющивая и выравнивая их постукиванием булыжника изнутри и снаружи. Подсушив сосуд в очередной раз, формуют шейку, заглаживая ее руками через мокрую ткань.

Для обжига сосуды складывают, опрокидывая их на черепки, насыпанные на землю в большие кучи рядами, обкладывают топливом снаружи и между рядами и обжигают — этим снова занимаются мужчины.

Вылепленные здесь от руки сосуды редко бывают украшены орнаментом в отличие от лепной посуды, изготовляемой, например, на юге Бихара, где она богато отделана узорами из на-лепного шнура.

В горных областях штата Химачал-Прадеш вручную изготовляют большие круглодонные с цилиндрическими или выпуклыми стенками тулова сосуды для хранения воды или сухих продуктов. Их считают моделями, повторяющими и древние формы и древний орнамент — узкие пояски по тулову с нарезными пересекающимися косыми линиями.

В Бихаре, судя по данным археологии, наиболее раннее применение обжига относится к 1000 г. до н. э. Эта древняя посуда — снаружи красная, а внутри черная (видимо, и здесь был известен способ добавки в топливо окрашивающего вещества)- обжигалась в перевернутом виде, что, судя по приведенным описаниям, было типично для всего севера Индии.

С начала нашей эры вплоть до настоящего времени на севере страны широко изготовляют грубые по форме сосуды. Орнамент на них наносится продавливанием, штампами или нарезкой.

Во всех деревнях есть свои гончары из каст и подкаст, объединяемых общим названием «кумбхар» или «кумхар». Они изготовляют требуемые сосуды для всей деревни. Но, как уже упоминалось в разделе «Изделия из металла», многие пользуются глиняной посудой либо в ритуальных целях, либо в качестве простых по своей форме и отделке зерно- и водохранилищ, либо для хранения раскаленных углей, чтобы обогревать помещение. Для еды и питья индусы высоких и средних каст ее применять не должны — это разрешается традицией индуизма только членам низких каст. Бедные люди, естественно, тоже пользуются дешевой глиняной посудой.

В некоторых районах севера, например в Кангре и Кулу (западные отроги Гималаев), где ограничительные запреты индуизма не так строги, жители изготовляют украшенные условным орнаментом (вдавленным или нарезным) небольшие, плоскодонные, широкие сосуды для приготовления пищи и для хранения молока, топленого и растительного масла, простокваши и т. п. Эти сосуды перед обжигом часто окрашивают смесью глиняного раствора с порошком железной руды, от чего они приобретают красноватый цвет.

Керамическое дело в ИндииВаза с росписью после обжига (штат Орисса)

В основном же художественные керамические сосуды в индусской среде применяются в качестве декоративных ваз или особых больших горшков-вместилищ приданого невесты. И те и другие украшаются полихромной росписью, наносимой обычно после обжига 6 (в Индии распространены три приема окраски или нанесения цветного орнамента на стенки сосудов — до обжига, во время обжига и после обжига).

Заслуженной славой пользуются бенгальские вазы для цветов и для украшения интерьера дома, на которых после обжига рисуют от руки целые сценки из жизни; эти рисунки часто повторяют бенгальские картинки на шелку. Известны также вазы из Ориссы, богато украшенные полихромными узорами — либо условным цветочным орнаментом, либо стилизованными изображениями животных, либо, что здесь встречается очень часто, сценками из жизни бога Кришны, прославленный центр поклонения которому расположен в Ориссе в г. Пури.

В Махараштре существует свой стиль изготовления художественных керамических изделий, декоративных сосудов, ламп и т. д. Здесь обычно на их поверхность не наносят красочных узоров. Изготовленные из местного сорта светлой розоватой глины, эти вещи выразительны своей формой — они отличаются большим разнообразием конфигурации и моделируются с таким расчетом, чтобы выявлялась красота силуэта и богатая игра теней в рельефном орнаментальном узоре. Поверхность этих изделий не полируют и не натирают какими-либо составами, сообщающими ей блеск, а оставляют матовой.

Во многих областях страны известен способ орнаментирования декоративных сосудов методом налепки на них до обжига мелких осколков цветного стекла, обычно для этого используют осколки разбитых стеклянных браслетов. При обжиге эти осколки оплавляются, и узор из цветных блестящих капелек стекла придает готовому изделию очень нарядный вид.

Гончары делают и ритуальные лампы, чаще всего в форме дерева или человеческой фигуры. Если это стилизованное дерево, то его ветви заканчиваются маленькими плошками, куда наливается масло и кладется фитилек; если же это фигурка человека, то такую плошку он держит в руках (обычно это бывает фигура женщины). Бывают и лампы в виде фигурок животных с плошкой, укрепленной на голове или на спине. Их зажигают обычно в ночь «дивали» — осеннего праздника огней, и в некоторых домах индусов можно видеть целые коллекции таких фигурных ламп.

Гончары вырабатывают также художественные колпаки и абажуры для масляных светильников (а теперь и для электрических ламп), просекая на них до обжига ажурный узор такого типа, как на металлических изделиях, изготовленных в технике просечки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *