Теоретические вопросы        26 мая 2015        77         0

Классический период в Греции

period-grecii

1. Афинский период. Второй период Греческой истории был периодом наиболее блистательным, временем общественного прогресса и военных побед. Одержав победу над самым могущественным государством того времени, Персией, греки стали народом, не имевшим соперников. После вооруженного отпора, данного персам, началось их вытеснение вместе с финикиянами с торговых рынков; здесь греки также оказались ведущими. Темпы их развития в V веке были головокружительными: победы следовали за победами, политические реформы сменяли одна другую, делались научные открытия, создавались шедевры искусства.

Но этот блистательный период отнюдь не был периодом мира. Напротив, то было время непрерывных войн, внутренней борьбы между греческими государствами, общественными классами, партиями, вождями. Борьба с захватчиками вызвала патриотический подъем, укрепляла ощущение силы и народного единства.

В стране со многими политическими, промышленными, торговыми и умственными центрами один из центров выдвинулся вперед, а именно Аттика и в ней Афины. Аттика имела выгодное положение в географическом плане и обладала сравнительно большими ископаемыми богатствами. Уже в VI веке до н. э. Писистрат превратил Афины в морскую державу, развил в ремесленном и торговом отношении, взял под свое покровительство искусство и литературу. До середины V века до н. э. Афины щедро раздавали свое гражданство; уже тогда по количеству населения и своим богатствам Афины затмили даже Сиракузы. Их позиция укреплялась как благодаря победам оружия, так и благодаря культуре. Под эгидой Афин был создан морской союз; в Афины было перенесено дельфийское хранилище. Апогея своего величия Афины достигли во времена Перикла, во второе тридцатилетие V века, в так называемый аттический период.

Если в начале V века до н. э. греческая культура развивалась в двух направлениях — дорическом и ионическом, то афинская культура складывалась из обоих элементов. Ионический и дорический стили стали двумя стилями одной страны. На Акрополе рядом с дорическим Парфеноном был воздвигнут в ионическом стиле Эрехтейон. Эстетика афинских софистов была выдержана в ионическом эмпирическом стиле, Платон же продолжал традиции дорического априоризма.

2. Демократический период. Развитие Афин шло в направлении общественного прогресса, демократизации жизни. Реформы начались уже во времена Солона, в VI веке, и получили более широкое развитие на рубеже V века, при жизни Калисфена. Тогда произошло уравнение граждан в правах, они получили право участия в управлении государством. В 464 году утратил свою власть ареопаг, последний недемократический институт. Постановлением, в силу которого вводилась плата за занимаемые должности, Перикл предоставил участие в органах управления даже самым бедным. На должности не выбирались, а проводилась жеребьевка. Согласно конституции, по крайней мере, три раза в месяц созывалось Народное собрание. Даже текущие вопросы решались коллективно, Советом Пятисот. Каждый афинянин принимал участие в общественных делах, и притом это участие было постоянным. Каждый — но только не рабы, которые работали, чтобы граждане могли управлять и посвящать себя наукам и искусствам.

Никогда прежде искусство не было в столь большой степени связано с жизнью народа. Трагедии и комедии служили политике, прославляли и порицали экономические и политические программы.

3. Афинский народ. Ошибочно было бы представлять себе афинский народ, управлявший страной в ее наиболее блистательную эпоху, как объединение просвещенных граждан, образец прогресса и добродетелей. Этот народ проявлял, скорее, недоброжелательность в отношении просвещения. Ведь Сократ, поборник просвещения, был приговорен к смерти. Ксенофонт — устами Сократа — замечает, что Народное собрание состояло из тех людей, которые торговали на рынке и думали только о том, чтобы подешевле купить и подороже продать. Достаточно известно об отрицательных сторонах афинян — о корыстолюбии, зависти, тщеславии, пристрастии к внешним эффектам. Но, несомненно, однако, и то, что они обладали также большими достоинствами. Они были легко возбудимы, впечатлительны, имели буйную фантазию, и, в противоположность угрюмым спартанцам, безмятежны и веселы. Это были люди свободные и испытывали потребность в свободе. У них была склонность к прекрасному, естественный хороший вкус, они знали толк в хорошем искусстве. Они сочетали естественную чувственность со склонностью к абстрактным идеям. Они любили жить беззаботно, но в случае необходимости готовы были пойти на жертвы и проявить героизм. Они были корыстолюбивы, но в то же время обладали честолюбием, и честолюбие делало их великодушными. Это были универсальные люди, распределявшие свое время между профессиональным трудом, общественными делами и увеселениями.

Выло бы ошибочным представлять себе жизнь афинян богатой, обильной, удобной. Фукидид передал слова Перикла: «Мы красоту любим, соблюдая умеренность, мудрость любим, в слабость не впадая». Личные требования афинян были скромными, великолепием блистали только общественные, но не частные здания. Афиняне не хвастались своими богатствами, но и не скрывали скудости. Поскольку они довольствовались малым, среди них было много людей, свободных от материальных забот, людей, которые могли если не творить искусство, то наслаждаться им. Исократ, вспоминая впоследствии времена Перикла, мог сказать: «Каждый день у нас был праздник». И, несмотря на всю суету афинской эпохи, именно тогда появилась сентенция, которой Анаксагор ответил на вопрос, почему он предпочитает лучше быть, чем не быть: «Для того чтобы смотреть на небо и за порядком вселенной».

4. Конец эпохи. Благоприятные политические условия в Греции удержались недолго. Согласие греческих государств уже в конце V века до н. э. было нарушено раздорами и соперничеством; продолжительная Пелопоннесская война разорила страну. На Афины обрушились особенные бедствия: осады, эпидемии, обострение внутренней борьбы, частые политические перевороты, ограничения политического строя, бесплодные попытки восстановления гегемонии. IV век стал эрой македонского господства и господства Херонеи. Афины политически пришли в упадок. Есть основания ограничить классическую эпоху в политическом отношении V веком, но с точки зрения умственной культуры этого делать нельзя. Существенных перемен в IV веке в этой сфере не произошло, Афины продолжали оставаться столицей литературы, красноречия, искусства, науки. Государственность греков клонилась к упадку, но культура достигла такого расцвета, что могла стать универсальной культурой, господствующей в мире. Политические и социальные завоевания греков оказались непрочными, по их искусство пережило тысячелетия, как и наука об искусстве.

5. Классический период. Непродолжительный кульминационный период греческой культуры принято называть «классицизмом», «классическими» называют литературу и искусство того времени. Однако это понятие является многозначным.

а. Классическим исходя из одного из значений этих, то называют, что является наиболее зрелым, гораздо совершенным выражением какой-либо культуры, искусства, стиля, направления. В этом смысле V и IV века в Греции, и в особенности эпоха Перикла, являются классическими, ибо они представляют собой совершенное, кульминационное выражение культурного развития Греции. Однако следует помнить, что классическими являются и другие культуры, совершенно не похожие на культуру времен Перикла. Готическая культура XIII века также является классической, ибо представляет собой зрелое выражение средневековья, тогда как первая — античности. Классические периоды обычно продолжаются недолго; едва культура, искусство, поэзия достигают своего апогея, как уже начинают приходить в упадок; на вершинах трудно удержаться. В Греции, несомненно, классическим периодом была короткая эпоха Перикла, и только в более произвольном значении его можно распространить на два столетия.

Классическим искусству и поэзии противостоят менее совершенные, менее зрелые искусство и поэзия. Уточним: противоположностью классицизма является, с одной стороны, «архаизм» или «примитивизм», когда искусство еще не достигло зрелости, а с другой — уже перезревшее искусство. Последнее определяли одно время термином «барокко», однако ныне преобладает тот взгляд, что барокко является другим типом искусства, которое имело свои классические периоды и периоды увядания.

б. Слово «классический» и другое имеет значение: означает оно культуру, искусство, поэзию, направление, стиль, обладающие определенными чертами, а именно гармонией, сдержанностью, соразмерностью, уравновешенностью. Поэзия и искусство V и IV веков в Греции были классическими также и в этом значении, став образцом и мерой для всех позднейших периодов, которые стремились к умеренности, гармонии, равновесию…

Искусство, литература, культура времен Перикла и даже всего V и IV веков до н. э. были в обоих значениях классическими. Распространяя это понятие, иногда всю древность называют «классической». Но древность не сразу стала зрелой, она не до конца была отмечена умеренностью и равновесием, она имела также свои столетия барокко и романтизма. Классическим в ней был период V и IV веков. Но это был не единственный классический период в истории: в поздней древности, в средние века и во время новое классические периоды возвращались как время совершенства и умеренности. Так было у римлян в царствование Августа, у франков в правление Карла Великого, во Флоренции во времена Медичи. В Париже при Людовике XIV и Наполеоне подражали старым классическим формам.

В XIX веке литературу и искусство, подражавшие старым формам, называли «псевдоклассическими», теперь их называют «классицистскими». Театр Софокла был классическим, а театр Расина — классицистским, скульптуры Фидия были классическими, а Кановы — классицистскими.

В эпохе Перикла историк может увидеть не только классическую эру kat’exochen, но прототип других классических эпох и образец классицистских.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *