Теоретические вопросы        26 декабря 2012        150         0

Количество рабов у индейцев

О количестве рабов у индейцев существуют разнообразные сведения. Simpson указывает, что рабы тлинкит составляли треть населения. Эта цифра весьма преувеличена. Ближе к истине приводимые результаты переписи, произведенной между 1836 и 1846 гг., согласно которой численность рабов среди населения варьировала от 1/7 у тлинкит, до 1/20 у южных квакиютль. По данным Сирота, рабы составляли половину населения северо-западного побережья. Это также преувеличивает количество рабов, которое варьировало от племени к племени, а также было различно в отдельные промежутки времени в пределах одного и того же племени. Несомненно, что непосредственно после экспедиции за рабами их число было больше, чем некоторое время спустя после нее.

Рабов могли иметь только главы богатых семей и родов. О наличии специальных запретов иметь рабов простолюдинам данных нет, но последние не имели их в силу дорогой цены, а военные походы в состоянии были организовывать только состоятельные лица. «Раньше каждый туземец хорошего происхождения имел раба, а некоторые начальники имели пять и шесть», — свидетельствует Sproat в отношении нутка. По некоторым данным, касающимся этого же племени, средней цифрой было 12 рабов, однако указывается, что один из вождей владел 50 невольниками. «Богачи (племени тлинкит) имели по 30-40 рабов».

В легендах квакиютль число рабов у вождей варьировало от 10 до 40. В приданое дочери вождь обычно давал 2-4, и иногда и 6 рабов, но и 4 считалось уже большой цифрой. В среднем можно принять, что количество рабов отдельного владельца редко превышало цифру 10. Большие цифры являлись редким исключением. Достоверные сведения о количестве рабов у хайда сообщает Murduck, который пишет, что «большинство домохозяйств рабов не имело, а наибольшее число их для отдельных домохозяйств равнялось трем».

Рабами были преимущественно захваченные в бою пленники. Здесь, подобно тому, как это было отмечено в отношении гомеровской Греции, «рабство военнопленных было признанным учреждением». На характер происхождения рабов у тлинкит мы имеем указание Вениаминова: «калги или рабы колош, суть военнопленные или купленные от других и также дети, рожденные от калги матери», последнее его замечание говорит о наследственном характере рабства. О кенайцах, соседях тлинкит, пишут, что их «военнопленные становились рабами». Относительно индейцев квакиютль сообщают, что их «рабы не составляют части рода; это пленные, взятые на войне или купленные». Подобные же свидетельства мы имеем в отношении племен селиш. Война и похищение были основными источниками рабов у нутка. На военный характер рабства указывает термин, употребляемый для обозначения раба у племени квакиютль. Раб обозначается элементом q’.aku q’.ak’o, в основе которого лежит корень q!ak\’, что означает – «отрезать голову». Существовавший, наряду с рабством, обычай отрезать головы убитых противников и привозить их в виде трофеев, свидетельствует о том, что враги, которым в далеком прошлом отрезали головы, ибо рабам не было еще места в обществе, позже стали обращаться в рабство; q.akubido — означало «маленький раб» (bido — суффикс со значением «маленький»), q!ak’ultslalis — «собранные в доме», т. е. рабы, собранные в доме; это указывает на то, что рабы жили в одном доме с господином.

В дальнейшем с этим корнем образуется термин, характеризующий не только закрепление военного рабства, но и зародыши закабаления родичей — это термин q!aq!waxo, который имеет два значения: первое – «продажа раба» и второе – «выдача займа с большим процентом». А термин q!agwid – «рабовладелец» — сохраняется до последних дней в значении «господин», несмотря на то, что рабство уже исчезло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *