До нас дошло поразительное описание «обеда Монтецумы». Это была самая настоящая общая трапеза, в которой принимало участие одно домохозяйство. Кроме того, мы знаем, что земля была в общей собственности отдельных общин. Наконец, развалины старинных домов Центральной и Южной Америки и отчасти Мексики вполне определенно указывают на общинный характер этих построек, и на основании анализа их планов мы можем с полной вероятностью сделать теоретический вывод, что домашние хозяйства индейцев майя велись на коммунистических началах.
Когда был открыт Юкатан, там жило несколько племен индейцев майя, язык которых был распространен довольно далеко за его пределами. Эта область вместе с Чиапа, Гватемалой и частью Гондураса богата развалинами древних построек, по которым можно с очевидностью судить о более высоком уровне развития населения, чем в какой бы то ни было области Северной Америки. Современные индейцы майя на Юкатане — это потомки народа, жившего здесь в период испанского завоевания. Они строили массивные каменные дома, из которых их выгнало иго испанцев, и теперь эти дома лежат в развалинах.
В книге Джона Л. Стефенса мы находим замечательное описание коммунизма домашней жизни у современных индейцев майя, относящееся к 1840 году. Стефенс, которому надо было нанять рабочих, приехал за этим в поселение индейцев майя в Нокакаб, лежащее в нескольких милях к востоку от развалин Уксмаля, и в следующих чертах описывает свои впечатления: «Их община состоит из сотни рабочих; земля принадлежит всем сообща и продукты делятся между всеми. Пища готовится в одной хижине, и каждая семья посылает за своей порцией; этим объясняется странное зрелище, которое мы увидели по прибытии, а именно, процессию женщин и детей, несущих по глиняной миске с горячим супом; все они спускались по одной дороге и расходились по различным хижинам… Из-за нашего незнания их языка и других более срочных дел, отвлекших наше внимание, мы не смогли ознакомиться со всеми деталями их внутренней экономики, но она, очевидно, приближалась к тому усовершенствованному состоянию общества, о котором иногда говорят у нас; и так как такая экономика существовала уже с незапамятных времен, и ее нельзя уже рассматривать, как эксперимент, то Оуэн и Фурье могли бы с успехом получить у них несколько уроков». Сто человек работающих мужчин означает, что общее количество населения составляло пятьсот человек и вся эта масса кормилась каждый день у единого очага, получая пищу из общего котла, а провизия бралась из общих запасов. Это вполне правдоподобная картина образа жизни их предков в «доме монахинь» и в «доме правителя» в Уксмале в эпоху испанского завоевания.
Известно, что испанские авантюристы захватили эти пуэбло одно за другим и пытались использовать труд индейцев для своих личных целей. Индейцы бросили свои пуэбло и, чтоб избежать рабства, ушли в недоступные леса, а их каменные дома стали постепенно разрушаться, и развалины эти, хранящие следы прошлого, можно встретить и теперь во всех частях этой страны.
Едва ли можно предположить, что описанный Стефенсом коммунизм был для индейцев майя чем-то новым. Гораздо более вероятно, что это было отражение их древнего образа жизни, к которому дома их были удивительно приспособлены, как это можно видеть по развалинам.