Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        06 января 2013        52         0

Коммунизм и индейцы майя

До нас дошло поразительное описание «обеда Монтецумы». Это была самая настоящая общая трапеза, в которой принимало участие одно домохозяйство. Кроме того, мы знаем, что земля была в общей собственности отдельных общин. Наконец, развалины старинных домов Центральной и Южной Америки и отчасти Мексики вполне определенно указывают на общинный характер этих построек, и на основании анализа их планов мы можем с полной вероятностью сделать теоретический вывод, что домашние хозяйства индейцев майя велись на коммунистических началах.

Коммунизм и индейцы майя

Когда был открыт Юкатан, там жило несколько племен индейцев майя, язык которых был распространен довольно далеко за его пределами. Эта область вместе с Чиапа, Гватемалой и частью Гондураса богата развалинами древних построек, по которым можно с очевидностью судить о более высоком уровне развития населения, чем в какой бы то ни было области Северной Америки. Современные индейцы майя на Юкатане — это потомки народа, жившего здесь в период испанского завоевания. Они строили массивные каменные дома, из которых их выгнало иго испанцев, и теперь эти дома лежат в развалинах.

В книге Джона Л. Стефенса мы находим замечательное описание коммунизма домашней жизни у современных индейцев майя, относящееся к 1840 году. Стефенс, которому надо было нанять рабочих, приехал за этим в поселение индейцев майя в Нокакаб, лежащее в нескольких милях к востоку от развалин Уксмаля, и в следующих чертах описывает свои впечатления: «Их община состоит из сотни рабочих; земля принадлежит всем сообща и продукты делятся между всеми. Пища готовится в одной хижине, и каждая семья посылает за своей порцией; этим объясняется странное зрелище, которое мы увидели по прибытии, а именно, процессию женщин и детей, несущих по глиняной миске с горячим супом; все они спускались по одной дороге и расходились по различным хижинам… Из-за нашего незнания их языка и других более срочных дел, отвлекших наше внимание, мы не смогли ознакомиться со всеми деталями их внутренней экономики, но она, очевидно, приближалась к тому усовершенствованному состоянию общества, о котором иногда говорят у нас; и так как такая экономика существовала уже с незапамятных времен, и ее нельзя уже рассматривать, как эксперимент, то Оуэн и Фурье могли бы с успехом получить у них несколько уроков». Сто человек работающих мужчин означает, что общее количество населения составляло пятьсот человек и вся эта масса кормилась каждый день у единого очага, получая пищу из общего котла, а провизия бралась из общих запасов. Это вполне правдоподобная картина образа жизни их предков в «доме монахинь» и в «доме правителя» в Уксмале в эпоху испанского завоевания.

Известно, что испанские авантюристы захватили эти пуэбло одно за другим и пытались использовать труд индейцев для своих личных целей. Индейцы бросили свои пуэбло и, чтоб избежать рабства, ушли в недоступные леса, а их каменные дома стали постепенно разрушаться, и развалины эти, хранящие следы прошлого, можно встретить и теперь во всех частях этой страны.

Едва ли можно предположить, что описанный Стефенсом коммунизм был для индейцев майя чем-то новым. Гораздо более вероятно, что это было отражение их древнего образа жизни, к которому дома их были удивительно приспособлены, как это можно видеть по развалинам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *