Техника живописи и скульптурные приемы        05 августа 2012        62         0

Конкретные события

Египет

Более широкую возможность проявить свою творческую индивидуальность давали художникам такие композиции, которые должны были отразить конкретные события царствования того фараона, для которого сооружался храм. В таких случаях многое приходилось создавать заново – сцены сражений, привоза пленных на кораблях, доставки колонн из гранита для пирамидного храма из каменоломен далекого юга. Именно такие изображения отличались смелыми попытками показать события с доступной мастеру правдивостью. Например, на рельефах из храма Унаса мы видим необычайно живые группы сражающихся с врагами египтян или потрясающие сцены умирающих от голода, совершенно истощенных людей.

Конкретные события
 Голодающие ливийцы.

Конкретные события

Битва египтян с бедуинами.

 

Наряду с храмами большой и интересный материал по истории рельефа и росписи времени Древнего царства сохранился в погребениях частных лиц. По сравнению с изображениями в гробницах Раннего царства, рельефы в усыпальницах знати Древнего царства поражают масштабами своего развития. Возросшее мастерство скульпторов отчетливо проявилось и на рельефах.

Изображения владельца гробниц и здесь должны были быть по возможности портретными, такими же, как его заупокойные статуи. Портретность в лучших образцах достигает яркой убедительности, это видно даже на столь ранних памятниках, как знаменитые деревянные панно из мастабы современника Джосера зодчего Хесира. Черты его лица воспроизведены точно и четко: орлиный нос, объемные брови, эмоциональный рот. Мы уже отмечали несомненную портретность в передаче лица зодчего Хемиуна на рельефах его мастабы. Можно привести еще пример — большую близость профиля вельможи Нефера на рельефах в его гробнице с чертами лица найденной в этой же гробнице «резервной» головы. Постепенно изображения занимают все больше и больше места, развивается и становится гораздо разнообразнее и их тематика, вначале крайне ограниченная.

В основе заупокойного культа Древнего царства продолжало оставаться примитивное представление о сохранении у умерших тех потребностей, которыми обладают живые люди, и главной задачей этого культа по-прежнему было стремление обеспечить умершего едой и питьем. Порожденное первобытным страхом перед голодом и жаждой, это стремление отражено во всех погребальных обрядах. В заупокойных молитвах и заклятиях постоянно звучит ужас перед возможной перспективой загробного голода. Характерно, что основная древнейшая заупокойная молитва, сохраняющаяся затем в течение всей истории Древнего Египта, являлась в сущности простым пожеланием получить жертвы хлебом, пивом, вином, мясом, умащениями, одеждой.

Соответственно складывалось и содержание рельефов и росписей в наиболее ранних гробницах вельмож Древнего царства.

Обычно на косяках и притолоках входов гробниц времени III — IV династий изображались крупные фигуры погребенного и его жены, сопровождаемые иногда маленькими фигурками детей. Рядом высекались имена и титулы изображенных лиц и краткие молитвы с просьбой о получении даров от бога. На стенах коридоров и молелен имелись сцены приношения умершему жертв его родными или жрецами: процессии несущих дары мужчин и женщин, являвшихся олицетворением тех земельных владений, доходы с которых обеспечивали заупокойный культ в данной гробнице; сцены изготовления жертв, даров и необходимого погребального инвентаря; изображения самих даров и предметов заупокойного культа. Центральную часть средней ниши занимала так называемая ложная дверь с изображением умершего, сидящего за столом; тут же помещалась разграфленная на клетки таблица с перечнем жертв.

В большой мастабе зодчего Хесира в Саккаре деревянные рельефы содержат только фигуры умершего, а росписи — те предметы, которые считались необходимыми для посмертного существования. Некоторые росписи стен воспроизводят украшавшие жилища цветные циновки и составляют, таким образом, часть архитектурного оформления мастабы. В узком внешнем коридоре имеются остатки сцены перехода скота через реку.

Конкретные события

Зодчий Хесира. Рельеф по дереву из мастабы Хесира.

 

В гробнице вельможи Пехернофера, современника первого фараона IV династии Снофру, кроме изображений самого владельца гробницы, имелись только процессии женских фигур — символических олицетворений земельных владений, приписанных к гробнице для ее содержания.

У другого современника Снофру — Метена в Саккаре на рельефах коридора и молельни показаны процессии носителей даров. Как в пирамидном храме Снофру, в гробнице Метена уже от самого входа как бы вечно идут вереницы людей, несущих дары. В молельне процессии расходятся направо и налево, направляясь к встречающему их вельможе, изображенному в левом и в правом концах восточной стены. Перед одной из этих крупных фигур (у северного конца) дана сцена ритуала «отверзания» уст статуи умершего, после чего она считалась ожившей. Этот сюжет связан с погребальными обрядами, совершавшимися около северной стены молельни, в которой было прорублено отверстие в сердаб, где стояла культовая статуя Метена. С полным соответствием назначению этой части молельни под самым отверстием в сердаб даны четыре женские фигуры, олицетворяющие принадлежащие гробнице земельные владения. Надпись над ними говорит о том, что приносимые дары предназначены именно для статуи Метена.

Поскольку вельможа желал обеспечить своему духу и постоянное приношение свежей дичи, пойманной в пустыне, теме охоты посвящены рельефы на южной стене молельни. Небольшая площадь стены не позволила развернуть широкую картину охоты: показан лишь Метен, смотрящий, как собаки ловят антилоп, козлов и газелей, а на примыкающей части восточной стены — несколько человек, несущих пойманных зверей пустыни. Создается впечатление, точно все это составлено из кусков нескольких или одной большой сцены охоты, выбранных с учетом той площади, которой мог располагать художник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *