Архитектура        22 июня 2013        135         0

Королевский портал Шартского Собора

Королевский портал Шартского Собора

Началом готики во французском искусстве по праву считают хор и западный фасад церкви монастыря Сен-Дени, перестроенные его аббатом Сугерием в 1140-1144 гг. В хоре церкви Сен-Дени впервые была последовательно применена готическая конструктивная система и благодаря ей создано слитное, пронизанное светом пространство.

Королевский портал Шартского Собора

Церковный фасад церкви с парой башен, тремя порталами и розой, отвечающими членению здания внутри на три нефа, стал прототипом всех фасадов готических французских соборов. Скульптура, украшавшая порталы этого фасада, также содержала в себе новшества, которые впоследствии легли в основу готического скульптурного декора. Самым важным из них было появление незнакомых романскому искусству, однако, ставших неотъемлемой и наиболее важной частью каждого готического портала на его откосах статуй-колонн. Новшеством была и разработанная в Сен-Дени иконографическая программа скульптурного декора, обширная и стройная, охватывающая все три портала, подчиняющая скульптурные циклы тимпанов, притолок, архивольтов и косяков одной теме — сопоставлению Ветхого и Нового заветов. К сожалению, почти вся эта скульптура погибла в период Великой французской революции, а то немногое, что осталось, было уничтожено или искажено неумелой реставрацией в конце 30-х годов XIX в. Сохранились лишь рисунки XVIII в., на основании которых можно составить некоторое представление об иконографии статуй, и несколько фрагментов фигур и орнаментов, настолько незначительных, что они позволяют делать какие-то выводы о стиле скульптуры Сен-Дени только при сопоставлении их с другими, лучше сохранившимися памятниками той эпохи.

О зарождении готической скульптуры во Франции ныне можно судить только по одному произведению, возникшему почти одновременно с фасадом Сен-Дени. Это — комплекс из трех порталов на западном фасаде собора в Шартре, еще вначале XIII в. получивший название Королевского портала, очевидно, из-за статуй библейских царей и цариц, украсивших его откосы.

Королевский портал Шартского Собора

Королевский портал в значительной степени возмещает утрату декора порталов Сен-Дени. Он возник вскоре после сооружения фасада Сен-Дени — в 1145-1150 гг. Часть его скульптур, судя по их стилистическому сходству с сохранившимися фрагментами скульптурного декора Сен-Дени, была выполнена теми же мастерами, которые работали для аббата Сугерия. Тесная дружба, связывавшая шартрского епископа с аббатом Сугерием, объясняет художественную близость обоих памятников.

Но Королевский портал представляет интерес не только как повторение порталов фасада церкви Сен-Дени. Создатели шартрской скульптуры сделали следующий шаг по пути сложения готических художественных принципов. Тип трехчастного ансамбля порталов, созданный в Сен-Дени, в Королевском портале шартрского собора отлился в такую четкую формулу, что она сохранила значение образца для всего последующего столетия. Иконографические и пластические идеи, впервые появившиеся в скульптуре Сен-Дени, в Шартре обогащаются, усложняются и приобретают большую определенность. Новый же эстетический идеал человека, физически прекрасного и душевно просветленного, рождается только в скульптуре Королевского портала.

Королевский портал Шартского Собора

Вместе с тем архитектура фасада шартрского собора содержит в себе больше традиционных романских черт, чем архитектура фасада церкви Сен-Дени, и скульптурный декор Королевского портала вобрал в себя больше сюжетных и пластических элементов романского искусства, чем декор порталов церкви Сен-Дени, как будто заказчики, зодчие и скульпторы фасада независимо от искусства Сен-Дени самостоятельно перерабатывали романскую художественную традицию. В известной мере так оно и было. В отличие от церкви Сен-Дени, которая перестраивалась в соответствии с замыслом аббата Сугерия, сооружение фасада и порталов шартрского собора осуществлялось в XII в. гораздо более стихийно. Соборный капитул не стремился к новаторской перестройке здания; его вполне удовлетворяло то, которое существовало с XI в. Предполагалось только восстановить его западное завершение, пострадавшее в 1134 г. от пожара. Помимо восстановительных работ было решено воздвигнуть поодаль от собора колокольню (северо-западную башню). Однако, вскоре этот план получил развитие: в начале 1140-х годов симметрично колокольне заложили фундамент башни с юго-западной стороны здания. Затем боковые нефы собора были продолжены и соединены с башнями, до восточных граней башен был также продлен главный неф. Пространство между башнями занял двухэтажный партекс, завершившийся трехчастным порталом, который встал в один фронт с западными гранями башен. Так создался нижний этаж фасадной стены. Несколько позже построили второй этаж с трехчастным, повторяющим очертания и размеры портала окном. Фасадная стена получилась низкой: в отличие от фасада церкви Сен-Дени, этаж с розой здесь отсутствовал.

В 1194 г. грандиозный пожар уничтожил здание, пощадив только башни и фасад. После катастрофы собор начали строить заново по единому готическому плану. Однако уцелевшие части были сохранены, и Королевский портал сделался непосредственным завершением главного нефа, получившего и в готическом соборе ту же ширину, которую он имел в XI и XII вв.

Таким образом, фасад шартрского собора формировался в XII в. постепенно. Последовательно, один за другим около здания возникли отдельные архитектурные объемы — северная башня, затем симметричная ей южная, и лишь потом образовалась целостная система западного завершения храма, связанная фасадной плоскостью.

В отличие от шартрских клириков Сугерий еще до строительства фасада церкви Сен-Дени представлял себе, каким он должен быть, сознательно стремясь выразить в нем повое символическое содержание. Фасад означать собой должен был врата небесные, навстречу верующему открытые. Эта идея получила соответственное зрительное воплощение в больших по отношению к размерам здания и глубоких порталах и в такой странной детали, как крепостные зубцы по верхнему краю фасада. Зубцы не согласовывались с логикой структуры фасадной плоскости и нигде более не повторились, но очевидно, что они должны были уподобить фасад въездным воротам города.

Заказчики шартрского собора не смогли усвоить идею Сугерия целиком и заимствовали лишь часть фасадной схемы, да и то не сразу. Но в стихийном процессе сложения фасада из нескольких частей проявилась тоже очень характерная для формирования готики тенденция — к собиранию разнообразных элементов, которыми располагало романское искусство, к их синтезированию в новом, более сложном комплексе.

Эта же тенденция проявилась и в скульптурном декоре Королевского портала. Процесс его создания представляется менее осознанным, но зато более органичным, чем концепция фасада церкви Сен-Дени, носившая слишком явственную печать субъективной воли Сугерия. В Шартре новое искусство, проникнутое тем же мироощущением и устремленное к тем же целям, что и программно-новаторское искусство Сен-Дени, создавалось интуитивно, путем ассимиляции и переработки романского художественного наследия.

Королевский портал Шартского Собора

Иконографическая программа Королевского портала, демонстрирующая новую «схоластичность» и «универсализм» мышления, явилась результатом собирания множества встречавшихся в романском искусстве порознь сюжетов. Обилие декора и система его организации и соединения с архитектурой портала, удивляющая своей архитектоничностью, также явились результатом осмысления, объединения и соподчинения множества частных находок романского искусства: тимпана с репрезентативной сценой, капителей с повествовательными сценами, архивольтов с фигурами, рельефов на откосах портала. Единство образного строя этого ансамбля, торжественного и просветленно-человечного, достигнуто усилиями многочисленных мастеров, за каждым из которых стояла стилистическая традиция определенной романской школы с ее собственными изобразительными канонами, не похожими на каноны других школ. В скульптурном декоре Королевского портала почти на глазах совершается превращение романских сюжетов, композиционных принципов и образов — в готические, их последовательное подчинение новым художественным целям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *