Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        17 января 2016        84         0

Крылатые герои

На самой заре своей жизни, ведя извечную борьбу за существование с силами природы, человечество приписывало этим непонятным для него силам волшебные свойства и олицетворяло их в виде разных фантастических существ.

Были поверья, что особые духи или боги владычествуют в поле и в горах, в лесу и на болоте, в воде и в воздухе. Боги, великие и малые, распоряжавшиеся каждый на своем участке, не могли, конечно, по представлению наших предков, жить вместе с людьми на земле, с такими же условиями. Некоторые из таких существ обитали непосредственно в тайниках своих владений, как, например, повелители морей — в море, властители лесов — в лесах, горные или подземные духи — в горах и т. п. А другие боги, не имевшие столь явных убежищ, считались проживающими или на высоких, недоступных горах (Олимп — у греков), или в «небесных твердях» (небо считалось в древности твердой поверхностью, на которой звезды были как бы прибиты гвоздями).

А как же богам сноситься с людьми? Ведь без такого общения люди забудут и богов и, главное, посредников между ними и богами — многочисленных жрецов, волхвов и кудесников! Выход из этого положения был найден просто: боги летают с помощью собственных крыльев или пользуются колесницами, в которые впрягаются либо птицы, либо крылатые кони, либо другие фантастические животные.

Вот как была установлена вера в летание «небожителей» и вот чем объясняется, что многие боги и демоны прежних веков изображались неизменно крылатыми. Такие изображения можно видеть повсюду — у египтян и в Греции, в Скандинавии и в Индии, у скифов и в Китае. Из древних стран крылья, как знак божественности, перешли и в христианство. Степень развития этих летательных органов была даже признаком заслуженности их обладателей. В Египте, например, главные боги изображались чаще четырехкрылыми, а в христианстве считаются наиболее чтимыми и уважаемыми шестикрылые ангелы (серафимы).

marduk-tiamat

Четырехкрылый вавилонский бог Мардук в борьбе с божеством Тиамат (2-3 тысячи лет до нашей эры).

Наравне с богами седая древность приписывала иногда способность летать народным героям, мудрецам или царям, прославившимся крупными делами, особенно в войнах. Трудно сказать, как возникали подобные сказания. Вернее всего, люди хотели возвеличить своих героев до степени божества, наделяя их сверхчеловеческими способностями. Но в отдельных случаях, по-видимому, сохранились данные о мудрецах или магах, способных поддерживать среди народа веру в свои особо сверхъестественные способности летать при помощи магии и колдовства.

Так, в истории известен индусский маг Гануман, который показывался пароду с крыльями и, пользуясь ими, бросался с высоты холма. Есть предание о скифском мудреце Абарисе, который облетел чуть ли не всю землю на золотой стреле. Победоносному Александру Македонскому приписывается полет по воздуху в клетке, запряженной орлами или фантастическими грифами. А Симон-Волхв, во времена римского императора Нерона, публично демонстрировал свое чародейство, будто бы летая над толпой при помощи подвластных ему Дьяволов.

Но для широких масс, не знакомых с тайнами сокровенной науки, магии, искусство летать считалось в древности совершенно недоступным, а помыслы о нем — запретными и преступными. Однако мечты о летании были повсеместно распространены. В пору рабовладельчества и постоянных войн и набегов, когда мирные жители тысячами угонялись в плен, упорные мысли об освобождении из неволи крепко гнездились в головах всех порабощенных. Многие мечтали о крыльях, как о средстве спасения. А люди, наиболее предприимчивые и изобретательные, возможно, пытались убегать из неволи с помощью крыльев, сделанных по образцу птичьих.

Исторические описания отдаленного прошлого неизбежно обрастают наслоениями прикрас, преувеличений и выдумок. Так творятся мифы, былины и легенды. Однако в них неизменно заложены зерна истицы.

dedal-ikarИз многих легенд о летании пользуется наибольшей популярностью древнегреческий миф о талантливом художнике Дедале и сыне его Икаре. Об этом мифе упоминает греческий географ Страбон, а главное — он художественно описан современником Страбона, знаменитым поэтом Овидием. В последующие времена легенда об Икаре неоднократно воспроизводилась на картинах многими художниками.

Сущность поэмы Овидия такова:

В столице Греции, Афинах, жил весьма искусный и известный скульптор Дедал, происходивший из царской семьи. Он был человеком сильной воли и вспыльчивого характера. Однажды, в сильном гневе, он убил одного из своих учеников. Чтобы избежать строгого наказания, Дедал убежал вместе с сыном Икаром из Греции на остров Крит, откуда перебрался в Египет. Там он отличился своими постройками. Возвратившись на остров Крит для царя Миноса Дедал построил знаменитый Лабиринт — дворец с таким запутанным расположением комнат, что из него трудно было найти выход.

В этой части биографии Дедала ничего мифического, по-видимому, нет. Легенда же начинается с того момента, как Дедал, провинившийся перед царем Миносом, начал помышлять о том, как бы ему бежать с острова Крита обратно на родину. Уйти добром он не мог, потому что Минос, ценя его искусство, под разными предлогами не отпускал его. Точнее — художник-строитель оказался в плену.

Дедал решил, что раз остров, окруженный полностью водой, принадлежит Миносу и там, на земле, он может держать его, то воздух ведь свободен. Раз нет возможности уйти ни землей, ни водой, то можно уйти другим способом, т.е. по воздуху.

И вот окружающие Дедала замечают, как он день за днем прилежно и терпеливо собирает птичьи перья, сортируя большие от мелких. Когда перьев набралось достаточно, художник начал из них вязать крылья, а перья скреплял льном и воском, воспроизводя подобие птичьих крыльев. Даже кривизна птичьих крыльев — и та была воспроизведена искусным мастером. Так были сделаны две пары крыльев побольше — для самого Дедала, а поменьше — для Икара. Перед отправлением отец прочитал сыну наставление:

«Сын мой! Следуй во всем за мной. Не надо держаться близко к воде, так как волны могут заплеснуть нас и отяжелят крылья. Но нельзя лететь и слишком высоко — близко к солнцу, потому что солнце растопит воск в крыльях, и мы погибнем…»

Выбрав подходящее время, отец с сыном удалились на возвышенность, перед которой простиралась долина. Дедал прикрепил крылья на плечах у сына, а потом и у себя. Удачно взлетев, как птицы, отважные люди пустились в опасный путь над морем.

Сперва все шло прекрасно. Подражая отцу и не забывая его наставлений, Икар не отвлекался чудесными видами островов, мимо которых они пролетали. Но скоро юноше наскучило лететь спокойно. Взволнованный новым ощущением, восторженный юноша захотел почтить бога солнца, Гелиоса, который освещал им путь, и стал загребать выше, выше… Воск, скреплявший крылья, растаял, и мальчик стремительно полетел вниз. Дедал ничем не смог помочь сыну. Подавленный, опустился он на ближайший остров и в тоске провел здесь ночь. Когда волны прибили к берегу тело его сына, он похоронил его и затем один улетел на родину.

Именем Икара назвали море и остров, где произошла тяжелая катастрофа…
При всей легендарности, в истории о Дедале, широко прославившемся своим мастерством, есть некоторые технические детали, дающие основание видеть за мифом какие-то реальные попытки людей осуществить полет на искусственных крыльях. К такому же заключению можно прийти и по некоторым другим легендам.

Если крылья у древних богов и демонов оправдываются необходимостью для них сноситься с людьми, а способность летать у мудрецов и волхвов объясняли их магическими знаниями волшебных сил природы, то наряду с этим некоторые известные или безвестные герои давно минувших времен могли получить крылатые отличия благодаря их действительным попыткам пользоваться искусственными крыльями, чтобы вырваться на свободу из неволи или заточения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *