Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        18 декабря 2012        157         0

Культ Зевса и Геры

Культ Зевса и ГерыВ памятниках пантикапейских культовых объединений Зевс Сотер выступает в паре со своей божественной супругой Герой Сотейрой. В 1953 г. в Керчи была найдена массивная узкая мраморная плита, скорее «столп» с греческой надписью, относящейся к 82 г. н. э. Памятник был установлен по обету членами фиаса «Зевсу и Гере Спасителям». Образ Зевса, погрудное изображение которого представлено рельефом в верхней части плиты, вполне соответствует представлению об этом божестве среди почитавших его фиаситов как о чисто греческом и не содержит никаких черт, отражающих религиозные образы не греческих обитателей Боспора.

Второй и самый поздний памятник, относящийся к культу Зевса и Геры Спасителей на Боспоре, также происходит из Пантикапея. Это монументальный «столп» из белого мягкого мрамора, найденный в Керчи близ моря, возле места древней пантикапейской пристани. Многострочная надпись вырезана на трех гранях памятника и содержит длинный перечень имен тех лиц, которые участвовали в воздвижении памятника. На лицевой грани «столпа», вверху, в прямоугольной нише помещены два погрудные изображения божеств в высоких головных уборах. Детали изображений трудно различимы, но, по-видимому, это Зевс и Гера. Памятник поставлен аристопилитами «богам небесным Зевсу Спасителю и Гере Спасительнице за победу и долголетие царя Тейрана и царицы Элин». Таким образом, надпись следует отнести к последней четверти III в. н. э. Надпись не содержит прямых указаний, поставлена ли она просто группой высшей знати, пожелавшей почтить царственную чету, либо культовой организацией. Однако ряд соображений наводит на мысль, что перед нами памятник фиаса.

Несмотря на сравнительное обилие надписей пантикапейских фиаситов, о самих фиасах, задачах и характере этих культовых объединений мы знаем очень мало. За редкими исключениями мы даже не знаем, с культами каких божеств они были связаны. Из всех памятников, которые могут быть уверенно приписаны пантикапейским фиасам, с культом определенного божества пока могут быть связаны только два: это вышеприведенный памятник с надписью 82 г. н. э. фиаса Зевса и Геры Спасителей и стела с надписью «IOSPE». Верхняя часть этой стелы оформлена в виде фронтона, в треугольнике которого помещено изображение Афродиты Урании на лебеде и со скипетром в левой руке и Эрота. Над каждым из угловых акротериев — передняя часть корабля со стоящей на ней крылатой фигурой Ники. Надпись (II в. до н. э.) сообщает, что синагог фиаса и фиаситы посвятили памятник Афродите Урании, владычице Апатура, за архонта и царя Перисада сына Перисада, за царицу Камасарию, дочь Спартока и мужа ее Аргота.

При сопоставлении этого памятника с памятником в честь царя Тейрана, несмотря на то, что их разделяет время не менее четырехсот лет и посвящены они разным божествам, можно отметить ряд общих черт. Прежде всего, оба они представляют спасителей с изображениями божеств и посвящены за правителей государства. Памятник с надписью поставлен аристопилитами, т. е. высшей пантикапейской знатью, группировавшейся вокруг царского двора, в состав которой входили высшие должностные лица царства. Если в надписи к именам синагога и членов фиаса Афродиты Урания не присоединены названия их высоких должностей, то можно думать, что перечисленные там лица представляли не рядовое население столицы, а принадлежали к высшему слою пантикапейского общества, составлявшему окружение двора правителя. В надписи из должностных лиц фиаса упомянут лишь один синагог и затем — фиаситы. В другой надписи назван жрец («при жреце таком-то») и «остальные аристопилиты». Следует обратить внимание, что в качестве эпонима аристопилиты, почтившие царственную чету посвящением, назвали жреца, очевидно, жреца культа Зевса и Геры Спасителей, а к нему примыкают «остальные аристопилиты». Жрец, следовательно, и сам входит в состав аристопилитов и возглавляет их не как светское должностное лицо, каковым в данном случае мог бы быть, а как главное лицо культового объединения. Все это наводит на мысль, что пантикапейские аристопилиты в данном случае выступают как члены культового объединения высшей придворной знати, для которой культ Зевса и Геры Спасителей был официальной религией, как культ богов-спасителей и покровителей правящей царской династии Тибериев-Юлиев.

Совместное почитание Зевса и Геры засвидетельствовано также и на азиатском Боспоре. Надпись 105 г. н. э., найденная в 1928 г. на Таманском полуострове, на хуторе Батарейка, близ станицы Запорожской сообщает об отпуске на волю раба, который осуществляется в форме посвящения его «Зевсу и Гере Килидов». По-видимому, знатный род Килидов, к которому принадлежала рабовладелица, почитал этих богов как покровителей своего рода. Получили ли Зевс и Гера в домашней культе Килидов эпитет «Спасителей», мы не знаем, однако это весьма вероятно, поскольку к божествам этим члены рода Килидов должны были обращаться с мольбою о помощи, как к своим покровителям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *