Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        18 декабря 2012        144         0

Культ Зевса Спасителя

При раскопках городища Мирмекия, в одном из жилых помещений, в завале камней, среди строительных остатков римского времени, был найден фрагментированный маленький алтарь из местного крупнозернистого известняка. Венчающая часть его профилирована, на верхней плоскости — невысокий четырехугольный выступ с круглым чашеобразным углублением для возлияний. Надпись на одной из боковых граней свидетельствует, что алтарь был посвящен Зевсу Сотеру как благодарственный дар. Очевидно, на этом алтаре совершались в домашней обстановке возлияния в честь Зевса Сотера в знак благодарности этому божеству за какую-то ниспосланную им помощь хозяину жилища. По характеру письма надпись относится к первой половине I в. до н. э.

Граффити на сосудах и надпись на домашнем алтаре из Мирмекия свидетельствуют, что в городах Боспора существовал греческий культ Зевса Спасителя, которому совершались винные возлияния согласно обычаям греческих симпосиев.

Однако почитание Зевса Спасителя в эллинском мире выражалось не только в обычае совершать возлияния. На всем обширном пространстве распространения греческой культуры были найдены многочисленные памятники лапидарной эпиграфики, свидетельствующие о культе Зевса Сотера. Ему воздвигали алтари и культовые здания, в его честь совершались публичные жертвоприношения. Особенно много памятников культа Зевса Сотера сохранилось от первых веков нашей эры.

Лапидарные эпиграфические памятники первых трех веков нашей эры, связанные с культом Зевса Сотера, были найдены и на Боспоре.

В начале 1962 г. в Анапе была найдена фрагментированная мраморная плита с текстами писем царя Аспурга на имя правящих лиц города Горгиппии, Панталеонта и Агафангела, точно датированная 312 г. боспорской эры, т, е. 15 г. н. э. Первая надпись на плите свидетельствует о воздвижении Зевсу Сотеру какого-то монументального культового сооружения, скорее всего алтаря (или храма?), по случаю благодеяний, которые царь Аспург оказал горгиппийцам. Об этих благодеяниях и повествует текст царских рескриптов. Надпись является свидетельством о существовании в городах Боспора культа Зевса Сотера как официального общественного культа, монументальных культовых сооружений в честь этого божества и, несомненно, связанных с этим культом общественных жертвоприношений.

В последние годы 19-го века, во время раскопок, производимых К. Е. Думбергом на северо-восточном склоне горы Митридат, был найден небольшой обломок украшенного овами карниза с фрагментированной надписью. Предполагалось, что карниз украшал храм, но воздержимся от предположения о том, какому божеству был посвящен этот храм — Зевсу, Аполлону, Асклепию или какому-нибудь другому. Однако на Боспоре неизвестно почитание ни Аполлона, ни Асклепия с эпитетом Сотера, в то время как культ Зевса Сотера хорошо засвидетельствован серией разнообразных памятников. Поэтому наиболее вероятным следует считать, что и в Пантикапее существовал храм Зевса Сотера. Судя по прорисовке надписи, памятник относится к I в. н. э., скорее к первой его половине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *