Теоретические вопросы        28 ноября 2012        181         0

Культура Крита

Восток и Запад в их резком противоположении выступают, к сущности говоря, лишь в географическом отношении, так как исторические и культурные связи между ними постоянно существовали в большей или меньшей степени.

Одним из самых первых центров уникального объединения культурных элементов древнего Востока и доисторического Запада является культура Крита и позднее — Микены.

Действительно, Крит, начиная с III тысячелетия, находился в исключительно оживленных сношениях с Египтом, затем во II тысячелетии устанавливаются уже ясные сношения с культурными центрами Малой Азии, в том числе с Хеттами в Каппадокии, с Сирией и Палестиной, а также дальше на восток — с Месопотамией.

В древнейшую эпоху уже устанавливается наличность характерных для Крита эгейского периода южного и северного центров.

В неолите Феста, который в общем, по-видимому, принадлежит более поздней эпохе, чем кносский, встречаются фрагменты сосудов с красным полированным фоном. Этот цветной фон составляет затем один из типичных признаков керамики одного из ранних эгейских периодов, именно — в восточном Крите. Красные сосуды хорошо известны в ранние периоды культуры также в Египте, например, в Абидосе V-IV тысячелетия.

Не указывает ли южный центр неолитической культуры на иной, отличный от северного, путь переселения?

Поэтому по северному пути прибывали древнейшие поселенцы, изготовлявшие грубые черные сосуды, быть может, из Африки, если не из Египта, хотя сношения с ним в эту эпоху, как можно думать, уже существовали.

Могли этим путем пользоваться и позднейшие пришельцы в южный Крит, знакомые с красной керамикой на востоке.

Примерно в половине IV тысячелетия в неолите начинают становиться заметными новые элементы.

Вспомним, что к этому времени во многих местах уже давно неолит завершился; человек научился вырабатывать свои орудия из металла, сперва из меди, подражая первое время неолитическим образцам, а затем, оценив значение прибавки олова к меди, он перешел на изготовление бронзы.

Так, в Египте, где конструируется первая календарная дата 19 июля 4241 (или 4236) года, V тысячелетие является периодом знакомства с медью, а начало IV тысячелетия уже представляет бронзовый период. То же, примерно, можно сказать и по отношению к древнейшим восточным культурам на юге Месопотамии.

Наконец, в нашей цепи культур, остается северное звено. Оно нам уже знакомо, — это длинная полоса различных этнических культур от Испании до Кавказа, и дальше до Анау. и Элама, связанных между собой, однако, весьма ясно «окрашенной керамикой» с цветным спиралевым орнаментом, соединенным с линейными мотивами.

По-видимому, смычка конструируемого нами кольца культур вокруг Крита происходит на севере. Место смычки Кавказ, область яфетических народов, простиравшихся до Испании и составлявших, наряду с хамитами Египта н семитами вавилонской культуры, происходящими от единого семитического пранарода, и «индоевропейцами», третий этнический элемент в создании средиземноморской культуры.

С яфетидами, мы спускаемся до бронзового и медного века, можем углубиться с ними в районе средиземноморской культуры до неолита.

В отношении языка, по-видимому, с ними мы должны, как думается, дойти до палеолита, который, этого можно ожидать, окажется языковой прапочвой всех будущих народов Европы.

Из сказанного можно сделать некоторые выводы: к энеолитическому периоду Крит в кольце окружавших его культур менее всего мог подвергаться влиянию восточных культур месопотамского круга. Главным образом Крит должен был иметь дело с Египтом. Северные влияния культура Крита продолжала получать по существовавшим путям. Влияния запада могли идти, осложняясь, с побережья Африки и отраженными путями по внутренним средиземноморским этапам.

Эти этапы составляют для запада прямую, по которой располагаются от Пиренейского полуострова Балеарские острова, Корсика, Сардиния с потомками в ней кроманьонского человека, Италия, где необходимо чаще вспоминать присутствие этрусков, к которым время от времени обращается мысль исследователя критской культуры, пока без видимых крупных результатов, хотя яфетидология и устанавливает, по-видимому, связи между этрусками, Критом и Пулашата в Сирии.

В Италии для более поздних эпох некоторое значение будет иметь ее южная часть и Сицилия с «сиканской» и «сикулийской» керамикой. Между прочим, неолитическая керамика Стентинело и Матрензе представлена черной цветной керамикой с врезанным узором, заполненным белой краской, как на Крите или в «нубийской» керамике в Египте.

Также необходимо иметь в виду Мальту, где раскопки последних лет дали значительные результаты: здесь открыты остатки внушительных сооружений, представлявших, быть может, дворцы, например, в Гагиар Киме и Мнайдре, и каменные столбы, напоминающие критские колонны. В Хал Сафлиени найдены в гробнице своеобразные женские лежащие статуэтки, одетые в юбки, которые напоминают покрой юбок критских дам.

1354094808_statuetka_malta

Наконец, обнаружены весьма интересные стенные росписи, и найдена керамика. Естественно ожидать, чтобы от Мальты протянулась прямая к Криту.

С восточной стороны можно также протянуть прямую, идущую из дуги, составленной местами, связанными, по-видимому, с Критом: это Мизия и Фригия с Троадой, Лидия, Кария, Ликия, Памфилия с ее адалийской статуэткой, Киликия.

Эту конструируемую прямую прокладывает в энеолите, главным образом, Троя, которую мы лучше знаем, чем другие места. И на этой прямой окажутся и Кикладские острова, составляющие, как мы увидим, археологическую провинцию с несомненно северным влиянием. Эта восточная прямая спускает на Крит от Кикладских островов и Мальты тонкую нить.

Можно еще отметить, что где-то, — точно это место не удается определить, — западная и восточная линии соединяются, так как, по-видимому, по этой линии попадали некоторые сосуды с Пиренейского полуострова через Мальту в Трою. Кипр, по-видимому, получает свое значение, главным образом, в более поздние эпохи.

Таким образом, как мы видим, и внутри внешнего кольца культур, окружавших Крит, шли в разных направлениях разнообразные влияния и взаимоотношения.

Нельзя не отметить всю сложность встреч этих культур в эту раннюю эпоху энеолита половины IV тысячелетия.

Нужно, чтобы культура Крита обладала богато одаренным населением, если он вышел из сложных взаимоотношений различных народов на свой путь и на нем сумел создать необыкновенную по богатству содержания сказочную культуру.

Добавить комментарий