Доисторические поселения        27 октября 2012        75         0

Культуры Египта

kultury-egipta

Очевидно, что культуры Египта не представляют одну общую культуру. В частности, особенно важно подчеркнуть разницу между обычаем хоронить покойников на территории поселения, как это было в Меримде и Эль-Омари, и в отдельных могильниках, как это делали в Таса и, повидимому, в Фаюме, а также во всех более поздних культурах додииастического Египта.

Тем не менее, можно отметить и немало общих черт, на основании которых мы можем рассматривать все четыре группы в совокупности как наиболее яркие из известных в долине Нила образцы неолитической культуры (так хорошо изученной в Европе) вне зависимости от синхронности, во всяком случае, некоторых из этих культур. Исключительно благоприятные естественные условия в каждом отдельном случае позволили жителям этих поселений перейти к производству пищи; при новой системе хозяйства у людей оставалось свободное время; это время и любой случайный досуг они по-прежнему использовали для подсобного охотничьего промысла и для совершенствования таких искусств и ремесел, которые, как правило, не были развиты среди собирателей. Однако они вполне удовлетворялись местными материалами, за исключением материалов для наиболее роскошных украшений, и таким образом сохраняли свою автаркию; благодаря тому, что они совершенно не зависели от ввоза товаров для удовлетворения своих насущных потребностей, у них не было необходимости в установлении торговых связей с внешним миром. (Конечно, этой экономической обособленностью в значительной степени и объясняется наличие нескольких культурных вариантов, о которых говорилось выше.) Не было у них, по-видимому, необходимости и в организации своих сил для проведения каких-либо общественно важных работ или во вложении значительного капитала в землю. Если среди них и нашелся гениальный изобретатель, додумавшийся до «необходимости делать каналы и пускать по ним воду», ничто не свидетельствует о том, что его соотечественники объединились, чтобы осуществить его мысль на деле. Они оставляли за собою полную свободу переносить свои поселения с одного места на другое и колонизовать новые места.

Однако условия, благоприятные для такого простого образа жизни, уже миновали. И в Фаюме и в Меримде культурные наслоения, перемежающиеся со слоями наносного песка, уже свидетельствуют об угрозе наступления пустыни. В конце концов, жителям приходилось оставлять свои поселения. Можно установить, что оставшаяся в живых часть прежнего населения еще в течение некоторого времени концентрируется вокруг все уменьшающегося Фаюмского озера. Но их культура деградирует: они больше не полируют свои кремневые топоры, а старые топоры подтачивают путем откалывания от них пластин; орудия мельчают, и только у небольших наконечников стрел иногда можно встретить черешки.

Наконец, с полным высыханием вади и наступлением пустыни исчезают и эти поселения. Даже большая деревня Эль-Омари была покинута, хотя спустя некоторое время, точно неизвестное, на расстояние приблизительно 0,75 км вверх по течению вади было основано новое поселение, на этот раз уже с отдельным могильником. В результате мы приходим к выводу, что последовательный ряд культур в Нижнем Египте до сих пор по полон, и даже относительный возраст только что описанных поселений определен еще не вполне точно. Напротив, и Среднем и Верхнем Египте мы имеем непрерывную цепь археологических данных и, начиная с тасийской культуры и выше,- полный последовательный ряд культур.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *