Передвижение и транспорт        20 января 2016        59         0

Летучая барка хитрого иезуита

«Еще Мендоза говорил, что огонь легче и тонее воздуха. Следственно, воздух удобен к плаванию. Корабль, доведенный в высоту воздуха и элементарным огнем наполненный, поплывет на воздухе, не погружая, пока тягость корабля легкость внутри запертого эфира не перевесит… Шотт находит сию теорию очень вероятною, когда элементарный огонь или, лучше сказать, эфир полагать за очищенный от всех дрождей воздух, который сверху обыкновенного воздуха как масло на воде плавает… Надлежит нам черпать эфир с высоты. Есть ли б посудину деревянную или из тонкой жести можно было наполнить этим тонким веществом, то нет сомнения, что без погружения и опасности сокрушения поплыла бы она в верхнем воздухе и управляема была веслами».

izobrazhenie-sudna

Одно из старейших изображений воздушного судна (1489 г ). Корпус судна сверху открыт в предположении, что плавание будет происходить по верхней поверхности атмосферы.

Это — подлинная выписка из русской книги, переведенной в 1799 г. с немецкого.

Таким образом, с понятием о невесомости воздуха мирно уживалось мнение, что воздух разлит тонким слоем на поверхности земли в безбрежном океане огня или эфира. Так думали в XVII веке отдельные ученые. В среде же людей менее ученых не проводили и этой разницы; считали, что все небесное пространство однородно до самой поверхности земли.

Среди ученых существовали поразительные предрассудки. Некоторые серьезно верили в возможность подъема в воздухе закупоренной яичной скорлупы, если в нее пустить утреннюю росу и дать ей нагреться на солнце. Развивая эту мысль, один ученый говорил даже о подъеме кожаных шаров и тяжеловесных машин, раздуваемых изнутри огнем. Во всех таких обсуждениях соотношение между весом предметов и подъемной силой «огненного воздуха» совершенно не учитывалось.

Первый разработанный проект воздушного судна дал в 1670 г. итальянский ученый, иезуит Франческо Лана. В проекте Лана судно, имеющее вид одной дольки скорлупы грецкого ореха подвешено к четырем пустотелым медным шарам, из которых воздух полностью выкачан. Для горизонтального перемещения судна проект предусматривал применение весел и паруса.

letuchaya-barka

«Летучая барка» иезуита Ф. Лана (1670г)

Лана прежде сделал опыты, чтобы определить вес воздуха, подобно тем, что делал Галилей. Взяв за основу, что воздух легче воды в 640 раз, изобретатель подсчитал, что у шаров диаметр должен быть в пределах 8 м, а объемом около 400м3. С толщиной стенок шаров в 1/9мм подъемная сила выходила достаточной, чтобы поднять пару человек. Ученый указал и метод, способный полностью удалить воздух из шаров.

Это изобретение в последующие события лучше всего характеризуют взгляды на атмосферу, существовавшие в то время. Атмосферное давление почти не учитывалось, хотя оно и было открыто еще за 27 лет до опубликования проекта Лана. В сознании людей никак не укладывалось, что ничем не ощущаемый воздух, в котором происходит вся наша жизнь, может давить с такой громадной силой.

Кто и как чувствует эту мощь в обыденной обстановке?

Анекдотом кажется случай, происшедший в ту эпоху с неким королем. Когда ему сказал один ученый о том, что давление атмосферы на человека составляет несколько тысяч фунтов, король вместо слов изумления повез своего собеседника в театр и там, указывая на танцующую балерину, произнес: «И на нее тоже давят тысячи фунтов? Кто может поверить такой глупости?»

При таких условиях не надо удивляться, что вначале проект Лана считали осуществимым. Один немецкий профессор даже расхвалил его в трех книгах, а гениальный Лейбниц не сделал при просмотре проекта возражений по существу. Лишь очень немногие заметили ошибку, и только в начале XVIII века «изобретение» Лана получило правильную оценку. Но это не помешало другим изобретателям повторять ту же ошибку в дальнейшем.

Интересно, что лукавый Лана и не собирался, по-видимому, строить свою воздушную барку. Он предусмотрительно застраховал себя от обвинений церкви в еретическом свободомыслии, написав в книге, что, конечно, всемогущий бог не позволит, чтобы люди могли в действительности сооружать воздушные корабли, так как это грозило бы большими бедами, особенно мирному населению при войнах. Этой оговоркой он убил, кстати, и другого зайца: после его заявления никто уж не мог требовать от него постройки корабля, потому что тогда бы ему пришлось идти против бога…

Понемногу о проекте Лана забыли и вновь вспомнили лишь в 1783 г., когда появились воздушные шары братьев Монгольфье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *