Техника живописи и скульптурные приемы        20 апреля 2013        46         0

Ломаная линия в искусстве палеолита

Ритмический ряд, выраженный зигзагообразной линией, встречается в искусстве палеолита не редко. Народности эпохи северного оленя часто гравировали ломаную линию. Такое выражение ряда мы и приводим на рисунке (фиг. 1-я).

Ломаная линия в искусстве палеолита

Палеолитическая резьба на кости.

Ломаная линия в палеолитическую эпоху не дает нам того богатства вариаций в своих усложнениях, как это можно видеть у современных народностей, в эпохи неолита и бронзы для Европы и в среде современного населения.

Замечательно то, что эти усложнения ломаной линии всюду имеют довольно однородный характер, если, конечно, оставаться в пределах чистого линейного их выражения, какое и является решительно преобладающим в интересующих нас сейчас стадиях культурного состояния.

Посмотрим на рисунке типические формы усложнения простейшего ритмического ряда, каким является ломаная линия, вполне установившаяся в качестве декоративного мотива, правда, в простейшем выражении, еще в палеолитическую эпоху.

Ломаная линия в искусстве палеолита1 – Орнаментальные мотивы на сосудах древней Трои. 2 – Мотивы на сосудах эпохи бронзы (Англия). 3 – На деревянных сосудах Дагестана. 4 – У населения Восточной Африки.

На фигуре первой мы воспроизводим обычные разновидности ритмических рядов, известные нам на глиняных сосудах из древнейшего поселения Трои, восходящего к концу ново-каменного периода. В первой строке — такой же простой ряд, какой нам знаком и в палеолитическую эпоху; во втором ряду мы видим уже усложнение, которое выражается в повторности ломаной линии в таком порядке, что образующим элементом здесь является уже некоторая производная, именно замкнутая фигура ромба. В третьем ряду ломаная линия усложнена параллельным повторением ее сторон; в четвертом ряду — верхний ряд углов заштрихован, и эти углы в данном случае и выступают в качестве элементов ряда. Наконец, в последнем ряду у нас две ломаные линии, расположенные параллельно и образующие шеврон.

На фигуре второй мы воспроизводим орнаментальные мотивы древних сосудов Англии, в которых легко обнаружить их сходство с древне-троянскими по основному значению ломаной линии, как образующего момента..

На этом же рисунке с правой стороны помещены образцы, характеризующие построение ритмических рядов в современной нам живой среде.

На фиг. 3-й изображено пять рядов из наиболее часто встречающихся на деревянных сосудах Дагестана. «Родство» этих мотивов с предшествующими — не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению и близость ко всем этим вариациям и приводимый на фиг. 4-й пример резьбы из восточной Африки.

Элементы этих рядов, генетически сближающиеся с ломаной линией, отличаются той особенностью, что они являются простейшими геометрическими начертаниями, как бы неделимыми. К моментам, характеризующим сочетание этих элементов, следует добавить, что они нам представляются почти всегда в виде повторения одного и того же элемента для каждого ряда, и с этой стороны ритмический ряд на кости, относящийся к эпохе палеолита, представляется нам весьма интересным, как факт совершенно особенного порядка.

Ломаная линия в искусстве палеолита

В самом деле, здесь ряд представляет собой не слитное чередование элементов, его образующих, а элементы эти выступают совершенно раздельно, причем их оказывается два, совершенно различно построенных: звездочка, как некоторая замкнутая фигура, и вертикально расположенные ряды точек. Подобным образом построенные ритмические ряды известны и в иные эпохи, более поздние, и распространение их, вообще, тоже следует считать весьма широким.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *