Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Лучшие стороны русского искусства

Лучшие стороны русского искусства конца XIX — начала XX века с наибольшей полнотой сказались в замечательном творчестве В. А. Серова. В рисунках Серова, изумляющих своей изобразительной силой и виртуозным мастерством, в полной мере проявился выдающийся талант художника, его прочная связь с гуманистическим содержанием передовой русской культуры. За непринужденной свободой рисунка, за подлинным артистизмом линии, не «обремененной» ни одним лишним штрихом, в листах Серова кроется глубочайшее знание натуры, ее предметно-пластических свойств, строжайшая профессионально-графическая дисциплина.

В его рисовальной деятельности, как и во всем творчестве, проявилась общественная чуткость художника, его острое чувство современности. Гневная карикатура на Николая II («1905 год. После усмирения»), с одной стороны, и исполненный утверждающей силы портрет Ф. И. Шаляпина, с другой — таковы полюсы жизненных явлений и эстетических оценок, которые мы находим в графике мастера.

Серов В. А. 1905 год. После усмирения

Портрет Шаляпина

Портрет Ф. И. Шаляпина

Влюбленный в художественную ясность и простоту линейного рисунка, прекрасно умевший включать в изображение чистую поверхность листа, Серов никогда не стремился, вместе с тем, к внешнему эффекту. Лаконизм его графического языка — это, прежде всего, острота художественного видения. Даже в самых, с первого взгляда, эскизных его листах, как, например, портрет балерины Т. П. Карсавиной, поражает пластическая завершенность рисунка, меткость психологической характеристики.

Лучшие стороны русского искусства

Серов В. А. Портрет Т. П. Карсавиной

Те же самые свойства присущи и прославленному циклу рисунков к басням Крылова. Самое тщательное и долгое изучение натуры, бесчисленные зарисовки повадок зверей и животных предшествовали созданию этих блестящих композиций, в которых скупость используемых графических средств сочетается с исключительной точностью и остротой образного решения.

Взятый в целом, русский рисунок первых десятилетий XX века, в период до Октябрьской революции представлял собой крайне разноречивое и сложное явление. Прогрессивным исканиям рисовальщиков, стремившихся к постановке важных идейно-художественных проблем современности, часто противостояли анти-реалистические тенденции в творчестве тех мастеров, которые пытались увести искусство от решения актуальных жизненных вопросов. Возродившийся в это время культ рисунка наряду со своим положительным воздействием нередко приводил к графическим решениям то вялым и анемичным, то произвольно искажающим пластическую структуру форм. Интересные поиски декоративной выразительности силуэта, зрительной остроты графического образа, наметившиеся еще в предшествующий период, теперь выливались у некоторых художников в откровенную стилизацию.

Одним из самых талантливых рисовальщиков этой поры был М. А. Врубель, работавший одновременно с Серовым, но в большей степени, чем последний, испытавший на своем творчестве сложные противоречия эпохи.

Быть может как никакие другие, рисунки Врубеля несут на себе яркую печать личного восприятия мира. Рисуя тот или иной предмет, Врубель словно чувствует себя его творцом. Это гордое ощущение творческой силы часто помогало художнику преодолеть его трагический индивидуализм. Лучшие листы Врубеля порождены страстным желанием познать внутренние, сокровенные свойства человека и природы. В самом строении формы, в ее пластическом своеобразии он стремится постичь — будь то, например, характерный профиль В. С. Мамонтова или цветок розы — глубокую жизненную закономерность и образную выразительность. Психологическая мощь врубелевской графики и свойственная ей острота художественно-пластического видения неотделимы друг от друга.

Лучшие стороны русского искусства

Врубель М. А. Роза

Творческому сознанию Врубеля чрезвычайно близки были образы, созданные поэтическим вымыслом, народной фантазией. Его знаменитые иллюстрации к лермонтовскому «Демону» — одно из самых глубоких воплощений мятежных образов поэмы.

Лучшие стороны русского искусства

Врубель М. А. Тамара и Демон. Из иллюстраций к «Демону» М. Ю. Лермонтова

Особенно высоко в это время ценилась графическая деятельность в кругу художников, объединенных в «Мире искусства». Для многих из них графика, равно как и театрально-декорационное искусство, была излюбленной областью изобразительного творчества.

Объективные результаты художественной деятельности «мирискусников» порою превосходили их общие идеалистические воззрения на цели и задачи искусства. В их работах, и, быть может, особенно в области портретного и пейзажного станкового рисунка, мы находим интересные образцы высокого графического искусства. Воспроизводимые в альбоме, портрет М. Г. Савиной, исполненный Л. С. Бакстом, и детский портрет, нарисованный К. А. Сомовым, дают наглядное представление об общем значительном уровне русского портретного рисунка тех лет.

Лучшие стороны русского искусства

Бакст Л. С. Портрет М. Г. Савиной

Лучшие стороны русского искусства

Сомов К. А. Детский портрет

В лучших пейзажных работах художников «Мир искусства», представленных в альбоме листами Е. Е. Лансере, А. Н. Бенуа, А. П. Остроумовой-Лебедевой и М. В. Добужинского получает дальнейшее развитие тема городского пейзажа, тонко передается состояние природы, воспринятой глазами современного человека.

Чрезвычайно своеобразными художниками, крупнейшими мастерами рисунка предстают в этот период Ф. Я. Малявин и К. С. Петров-Водкин. Если в сдержанной строгости карандашного этюда, исполненного Петровым-Водкиным, в крепкой его «построенности» мы видим растущий интерес к объемно-пластическому решению графического образа, то в размашисто свободной, но предельно точной рисовальной манере Малявина преобладает живописно-импрессионистическое понимание рисунка.

Важное значение для развития реалистических традиций русской графики имела рисовальная деятельность таких художников как Н. А. Касаткин, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, К. Ф. Юон. Своими работами они донесли до советского искусства высокую культуру рисунка, стремление к идейной содержательности творчества, любовь к жизни и красоте.