Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        05 сентября 2017        24         Комментарии к записи Магия и колдовство отключены

Магия и колдовство

Магия

магия

Наряду с тотемизмом иной формой выражения религии первобытности является магия. Магия собой представляет превратное, ложное убеждение в существовании и возможности невидимых связей и влияний в природе в целом, в возможности невидимых воздействий природы в ее отдельных влияниях на людей, и обратно — людей на природу, наконец, таких же воздействий одного человека на другого. Так появляются всевозможные фантастические представления о связи отдельных явлений и предметов, о причинности явлений, о сверхъестественных силах и пр. Отсюда же и убеждение первобытных людей в способности воздействия на природу и на разных людей по собственной воле в желаемой направленности, лишь бы для этого были применены требующиеся приемы либо средства. Таким образом, развивается магия в буквальном смысле, или проявление колдовства. В поисках нужных средств человек идет преимущественно путем своеобразной аналогии. Чтобы вызвать дождь, разбрызгивают воду. Чтобы умножить урожай женщины распускают свои волосы. Хорошим средством магии способно стать и «настоящее» слово. Отсюда магические слова: заговоры, заклинания, впоследствии — молитва.

Действия магического или колдовского направления предпринимаются как с целью достижения личной пользы или выгоды, так и с целью причинения вреда кому-либо. Действовать магия может и физически, и вне-физически, на расстоянии. Более же действительным кажется воздействие на объект, по возможности, соприкасающийся с таким человеком, по отношению которого данные действия производятся, например, над его одеждой, ногтями, волосами. Поэтому, между прочим, отсталые племена никогда не бросают своих волос или ногтей, а либо хранят, изготовляя, например, из волос браслеты, пояса и др., либо тщательно прячут, закапывают. Достаточно вонзить копье в след, оставленный недругом, чтобы навредить ему. Убеждение в силах магии дает первобытному человеку объяснение о тех явлениях, подлинные мотивы которых ему неизвестны. Таково объяснение по поводу болезней и смерти. Все является результатом козней врага. В большей мере магия развивается с целью защиты от опасностей. Существование магического воздействия подразумевает возможность подобным же путем достигать противодействие. Здесь уже — различные амулеты, приносящие удачу либо охраняющие, талисманы и т.п. Убежденность в магической связи между вещами и явлениями провоцирует возникновение многочисленных примет — как хороших, так и дурных. Конкретные предметы либо отдельные действия, вообще или при известных обстоятельствах, объявляются вредоносными, порою опасными, прикосновение к этим предметам, или совершение тех действий — запрещенным. Развивается и прочно входит в религию запрещающая система — табу (полинезийское слово, означающее «нельзя»), вырастающее в развитой религии в сложное понятие «нечистого», «священного» и «греха».

Описанные формы первобытной религии не остаются, разумеется, без движения при развитии первобытного общества. И тотемизм, и магия изменяются и своеобразно сочетаются с другими, вновь возникающими религиозными формами, оставаясь на всем протяжении истории религии важнейшими ее элементами.

Содержание религии уже в самых ее ранних формах, а особенно в магии, имеет две стороны: это, во-первых, то или иное убеждение, во-вторых, соответствующее, из этого убеждения происходящее действо. Развиваются с развитием религии и оба эти ее выражения: убеждение перерастает в веру, действие образует специальные, сложные формы и становится культом.

Колдовство

колдовство

Человек первобытности всецело убежден в действительности магии и непоколебим в своем самоуверенном незнании. Все кажется ему ясным и объяснимым в этом магическом плане. Так же непоколебимо он верит в действительность приемов колдовства, используемых в различных случаях и целях. Среди особо отсталых племен, случались случаи, когда человек, узнав о магических кознях против него врага, доводил себя путем самовнушения до смерти. Но со временем, с приобретением опыта, с расширением знаний первобытный человек накапливает немалое количество весьма наглядных и убедительных примеров того, что зачастую, его колдовство не достигает цели, оказывается недействительным. Чем меньше развито знание, тем меньше человек сознает свое незнание. Ведь сознание своего незнания есть тоже знание. При накоплении и росте соответствующего опыта и появляется это сознание собственного незнания, к фактическому бессилию добавляется сознание своего бессилия — один из важных моментов в истории религии. В то же время возникает и складывается мысль о существовании каких то особых, невидимых и неподчиняющихся человеку силы. Продолжая, однако, оставаться во власти превратных, фантастических представлений, первобытный человек делает попытки подчинить себе и подобные силы, пробует найти новые, более действительные средства и приемы той же магии. Отсюда — дальнейшее развитие колдовства.

Будучи в себе уверенным, в собственных «знаниях» и способностях, первобытный человек первоначально сам совершает действия колдовской направленности. Например, у австралийцев магические процедуры считаются доступными всем. Но с того момента, когда свои неудачи человек уже способен осознавать, ограниченность собственных магических возможностей и присутствие особых сил, ему неподчиняющихся, — совместно с поисками новых, более «верных» путей магии и средств проявляются особые лица «знающие», они якобы знают эти средства и, более того, якобы имеющие ту или иную связь, близость с нужными невидимыми силами. Возникают своего рода специалисты — колдуны. И эти самые колдуны играли громадную роль в развитии и практике религии первобытности, занимали влиятельнейшее место в первобытном обществе. Со временем они образуют особое сословие, вырастают в иерархию слабых и сильных, малых и больших и даже «великих», учеников и учителей. Профессия колдуна, как правило, передается по наследству. Более развитым из видов колдунов являются шаманы, орудовавшие в прошлом у народов Сибири.

Не следует, однако, представлять будто колдуны — это лишь обманщики или психически больные, одержимые и пр. Помимо того, что они проходят определенную «школу», колдуны большей частью люди немолодые, имеющие жизненный опыт и обладают знаниями, усвоившие немало наблюдений над природой, знающие приметы и т. д. Это все и дает им известную реальную основу для своей практики. Так, колдуны североамериканского племени оджибве основательно изучают условия охоты на своей местности, повадки зверя и пр. и всегда собирают полезные сведения от возвращающихся охотников. Благодаря этому колдуны оджибве, облекая свою практику, в специальную магическую форму, временами дают обращающимся к ним охотникам и исключительно практические указания. Характерно, что колдуны большей частью совмещают в своей персоне и профессию знахарей, точно так же требующую известной доли положительных знаний. И все же, имея ограниченность своих возможностей, сами веря в силу магии, колдуны неизменно сопровождают свои действия нелепо магическими процедурами, имеющими всегда преобладающую роль. Наконец, все более, воплощаются в роль профессионалов, делая свою профессию видом источника доходов, колдуны все дальше идут по пути осознанного надувательства своей клиентуры и становятся паразитами в своем обществе.