Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        16 сентября 2012        59         0

Маски Цаама

«…Да будет навеки услада с миром без войны, с зимой без снега, со здравием без боли, с пастбищем, травой всегда покрытым…»

Маски Цаама

…Сейчас маски Цама словно отдыхают от своих многовековых плясок за стеклами музеев.

У народа не было своей письменности, и только память человеческая берегла эти великие строки народного эпоса. И были хранители этой памяти, ходившие от кочевья к кочевью хурчи и улигирчи — певцы и сказители… И когда над кочевьями зажигались первые звезды, а около юрт, застывших среди бесконечной — от горизонта до горизонта — монгольской степи, вспыхивали недолгие костры, они рассказывали о подвигах легендарного Гесер-хана, справедливого и храброго батыра. Свои рассказы они перемежали танцами и пантомимами, повествующими о борьбе Гессер-хана против злых сил.

Маски Цаама

Постепенно все более и, более усложнялись эти представления, все более и более канонизировались отдельные сцены, которые органично переплетались с другими традиционными народными танцами и пантомимами, издавна сопровождавшими в Монголии свадьбы, рождения, праздники урожая… Так зарождался в Монголии театр — один из древнейших и наиболее массовых видов монгольского народного искусства. И когда в XVII веке вместе с ламаизмом из Тибета проник в Монголию буддийский праздник — пантомима «Цам», он быстро впитал в себя элементы народного монгольского театра. А среди масок этой пантомимы, масок богов и чудовищ появляются персонажи народных сказаний.

Маски Цаама

…И после того как под звуки духового инструмента — ганлина доходили до предельного накала пляски свирепых божеств-докшитов, после танца Джамсарана-бога войны, с головой, увенчанной пятью черепами, на сцену выходил… веселый и добродушный старик, который своими комическими прыжками веселил собравшихся, — Цаган-убугун, покровитель всех скотоводов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *