Древние ремесла         07 апреля 2013        82         0

Мастера древней Месопотамии

Большими мастерами показали себя древние вавилоняне и ассирийцы в области обработки предметов прикладного искусства. Особенно характерны так наз. цилиндры-печати из оникса, аметиста, халцедона, ляпис-лазули, гематита и т. д. На них вырезались изображения, и в этих небольших произведениях камнерезного глиптического искусства художники Месопотамии полностью выявили свое композиционное мастерство, на малом пространстве группируя мифологические сюжеты, вроде излюбленной фигуры героя Гильгамеша, душащего львов, или религиозных и культовых сцен.

Мастера древней Месопотамии

На удивительном искусстве мастеров древней Месопотамии в области обработки металлов нам приходилось уже неоднократно останавливаться, особенно в упоминаниях о кладах, добытых из раскопок, о золотом шлеме-парике царя Мескаламдуга, или о великолепных кинжалах того же царя. На теле царицы Шубад был найден золотой головной убор с золотыми шпильками, кончающимися цветочками на тонких проволоках, напоминающих фантастические цветочки из цветной фольги, которыми на Дальнем Востоке женщины украшают свои прически.

Были найдены игральные доски, инкрустированные перламутром и ляпис-лазурью, музыкальные инструменты, украшенные головами быков из золота, фигурку осла, также из золота, на дышле колесницы. Эти необыкновенно тонкие по работе и необычайно жизненные изображения могут быть поставлены в ряд с уже раньше известными нам изображениями животных как вавилонской, так и ассирийской древности. А искусство металлиста, так блестяще представленное эпохой за 3500 лет до н. э. нашло себе не менее блестящее выражение и в знаменитых бронзовых рельефах Балаватских ворот, эпохи ассирийского царя Салманассара.

Касаясь изложения развития искусства народов классического Востока, мы хотели бы еще раз указать, что с потерей этими странами их политической самостоятельности, творчество их не умирает. Нам приходилось неоднократно указывать, как различные мотивы египетского и месопотамского искусства находили себе отражение в творчестве народов соседних стран.

Мы указывали на хетское искусство, которое, заимствуя месопотамский цилиндр-печать и «привратную скульптуру», одновременно пользуется египетским мотивом сфинкса. Мы видим, как искусство Ахеменидов, заимствовав из Месопотамии ее цветные глазури, заимствует и ряд художественных мотивов, вроде шествий рельефных изображений животных на стенах дворцов. Оно целиком заимствует из Месопотамии мотив героя, сражающегося со львом, заменив только фигуру Гильгамеша фигурой царя. Оно вносит в свою сферу окрыленный диск, характернейший из египетских орнаментов над входами в храм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *