Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        28 марта 2012        57         0

Мифы североамериканских индейцев о выходе из-под земли

vyhod-iz-zemli

Так же, как в мифе индейцев навахо, выход! из-под земли — частый мотив в мифах ряда североамериканских народов. К ним относятся мифы мойявских апачей, обитавших в юго-западных пустынях неподалеку от навахо, и манданских сиу, пришедших из Дакоты, которая удалена на тысячи миль от родины мойявов.

В чем значение подобных мифов? Быть может, они представляют последовательную смену стадий культурного развития или сознания? Быть может, это мифы об эволюции?

Манданы

Самые первые люди жили под землей на берегу прекрасного озера. Однажды над их жилищами выросла большая виноградная лоза. Корень лозы спустился вниз, в деревню подземных людей. Несколько смельчаков взобрались по нему в верхний мир.

Когда первопроходцы вернулись, они сообщили, что верхний мир прекраснее всего, что они когда-либо прежде видели, что в нем много рыбы и дичи, он полон света и красивых цветов. Тогда многие люди тоже взобрались по виноградной лозе в новый верхний мир. Но однажды за ними решила последовать толстая женщина. Она полезла вверх, и корень обломился; половина людей осталась под землей, где они и живут по сей день. Когда мы умираем, мы присоединяемся к нашим подземным родичам.

Абанаки

Персонаж по имени Клоскурбех отождествляется с Глускапом алгонкинских мифов. Абанаки, или вабанаки, — это алгонкинский народ, живший на территории штата Мэн и Нью-Брунсвика.

Сперва Маниту, Великий Дух, создал Клоскурбеха, великого учителя. Однажды днем, когда Солнце стояло прямо над головой, Клоскурбеху явился маленький мальчик. Он объяснил, что родился, когда море вспенилось огромной пеной, которая разогрелась на солнце, сгустилась и дала жизнь ребенку.

На следующий день, в полдень, учитель и мальчик встретили девочку. Она объяснила, что родилась из земли, на которой выросло зеленое растение, породившее ее, словно плод. Таким образом, Клоскурбех, мудрый учитель, узнал, что люди возникают из соединения моря и суши. Учитель возблагодарил Маниту и научил мальчика и девочку всему, что они должны были знать. Потом Клоскурбех удалился в северные леса для раздумий.

Мальчик и девочка выросли, стали взрослыми и родили много-много детей. Но, к несчастью, детей оказалось так много, что их уже нельзя было прокормить охотой и собиранием диких плодов. Мать горевала, глядя, как голодают ее дети, и отец был в отчаянии. Однажды мать спустилась к ручью и в грустной задумчивости вошла в воду. Но когда она дошла до середины ручья, настроение ее полностью переменилось, и ее наполнила радость. Из ее тела между ногами вырос длинный зеленый побег. Когда же мать вышла из ручья, она снова опечалилась.

Позже отец спросил ее, что происходило в тот день, когда он уходил на поиски пищи. Мать рассказала ему обо всем. Потом она велела отцу убить ее и посадить ее кости в землю в две кучки. Отец, само собой, был расстроен таким приказом и много раз переспрашивал мать, действительно ли он должен это сделать. Вполне понятно, что ему было страшно убивать свою жену ради спасения детей. Но мать настаивала.

Тогда отец отправился к Клоскурбеху за советом. Клоскурбех подумал, что все это очень странно, и стал молиться Маниту, прося о наставничестве. А потом Клоскурбех сказал отцу, что мать была права: такова воля Маниту. Итак, отец убил свою жену и закопал ее кости в землю в две кучки, как она велела.

Семь месяцев подряд отец стоял над кучками костей и плакал. А потом однажды утром он увидел, что из одной кучки вырос табак, а из другой — маис. Клоскурбех объяснил мужчине, что его жена в действительности не умерла: напротив, она будет жить вечно в этих двух растениях.

И по сей день любая мать предпочтет умереть, лишь бы не голодали ее дети, и все дети мира по сей день питаются благодаря этой первой из матерей. Мужчины закапывают в землю на полях излишек рыбы от улова как дар в благодарность первой матери и как напоминание о том, что все мы — дети союза воды и земли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *