Техника живописи и скульптурные приемы        16 июня 2013        94         0

Монументально-декоративная скульптура XVIII века

Новые проявления талантливости пермских мастеров видны в области монументально-декоративной скульптуры.

Эта скульптура была связана с внутренней архитектурой церквей и зависела в большинстве случаев от декоративного решения, желательного церковникам. А они хотели иметь в своих храмах узаконенное «благолепие», укрепляющее в людях религиозность. В связи с этим они старались полу-христианские-полуязыческие статуи вытеснять декоративными каноническими фигурами.

Пермским мастерам и в декоративных работах удалось избежать внешней эффектности, поверхностного украшательства. Художественное чутье и опыт помогали им создавать монументально-декоративную скульптуру сообразно с ее основными принципами. В свои работы для обширных помещений, рассчитанные на обозрение издалека большой массой людей, они стали вкладывать возвышенное содержание, решали изваяния в крупных обобщенных формах, в художественном единстве с архитектурным ансамблем. Они проявляли глубокий подход к решению труднейших скульптурных задач. Нередко декоративность скульптуры сочетается у них с сильной выразительностью, а монументальность совмещается с проникновенным раскрытием образа.

Лучший пример тому имеется среди скульптур «Саваофа». Длительное время небольшие рельефные фигурки этого сюжета помещались как декоративный элемент выше основных скульптур (например, в «Распятии» XVII века из села Вильгорта, в других подобных композициях, в рельефных иконах, в различных узорных обрамлениях).

Но сохранилось два десятка скульптур «Саваофа» и сходного сюжета (благословляющего Христа), имевших самостоятельное значение. Они занимали видное место в иконостасах, составлявших основное богатство резного декора в храмах. Остановимся на трех скульптурах «Саваофа».

Наиболее старинная из них — первой половины XVIII века, из села Чигироба, — выглядит как монолитный барельеф. Но сделан он не из одного, а из трех склеенных кусков липы. В нем «Саваоф», словно сказочный волосатый дед, ниже груди исчезает в облаках. В руке он держит признаки своей мощи — скипетр и сферу (шар).

Широкие плавные рельефы без лишних подробностей убедительно передают объемные формы человеческой фигуры. Используя барельефные пластические традиции, мастер вместе с тем развивает декоративность в трактовке скульптуры, усиливает ее согласованность с резьбой ансамбля. «Совершенно невиданным и совершенно потрясающим явлением надо признать Саваофа из Лысьвенской церкви» (А. В. Луначарский). Действительно, эта грандиозная скульптура не имеет себе подобных, исключительна по художественной силе. В ее создании проявились возвышенный замысел и порыв зрелого воображения, широкий творческий размах и самозабвенный труд резчика-скульптора, одаренностью и страстью напоминавшего великого Микельанджело.

Монументально-декоративная скульптура XVIII века

Т.Д. Домнин. Скульптура «Саваоф» из г. Лысьвы.

Тема скульптуры побудила мастера отойти от обыденности. И он создал мощный, впечатляющий образ, полный величественности.

Удивительно четки формы и соразмерны части этой огромной композиции. Необыкновенно могучая фигура сделана величиной намного больше человеческой. Она находится на обширном скоплении облаков и источает массу лучей сияния.

Прекрасно найдены пропорции облаков, сияния и фигуры. Далеко расходящееся сияние подчеркивает ее большой масштаб. Объемистая компактная масса клубящихся облаков образует устойчивый постамент.

Лаконизм решения, энергичная лепка форм рассчитаны на восприятие композиции с дальнего расстояния.

Фронтальное построение фигуры по пояс, со скипетром и сферой в руках, казалось бы, повторяет давно сложившиеся образцы. Но здесь дана отнюдь не традиционная, а новая оригинальная трактовка фигуры.

«…Трудно найти в русской монументальной пластике подобное совершенство художественного решения. Необычайно велика чисто пластическая сила головы Саваофа, редкостной выразительности которой мог бы позавидовать не один великий мастер скульптуры», — так сказано о «Саваофе» из Лысьвы в «Истории русского искусства», изданной Академией наук СССР.

Голова выполнена в обобщенных формах, полностью объемной. Искусно чередуются в ее лепке глубокая резьба и гладкие поверхности. Отчетливо выступает на прямом треугольнике нимба насыщенное светотенью очертание головы. В свою очередь резкие тени волос усиливают светящиеся ровные формы лица.

Монументально-декоративная скульптура XVIII века

Т.Д. Домнин. Фрагмент фигуры «Саваофа» из г. Лысьвы.

Большое значение для скульптурного творчества Д. Т. Домнина имеет причастность его к планировке и строительству завода и зданий в Лысьве, к местной архитектуре. Урал тогда был крупнейшим индустриальным районом страны. Его существенным вкладом в архитектуру русского классицизма явилось создание специальной области — промышленной архитектуры! Уральские зодчие показали себя не только прогрессивными архитекторами-строителями, но и крупными художниками. Они достигали красоты и выразительности цельных производственных и жилых комплексов.

В XVIII веке на заводах, как и в сельской местности, преобладало деревянное строительство. Отсюда и непосредственное отношение к тогдашней архитектуре мастера-умельца по дереву Д. Т. Домнина и создание им деревянной скульптуры, связанной с архитектурой.

Но в каких условиях появился и развился этот замечательный талант, как вырос он в мастера с удивительной творческой фантазией, какова его жизненная судьба, — сведений об этом пока мало. Не нашлось и работ, которые, по всей видимости, предшествовали «Саваофу», подготовили резчика к созданию такой скульптуры. Но несомненно его рукой вырезаны три ангела (из села Нижнечусовские Городки), очевидно, для того же иконостаса, где когда-то был «Саваоф».

Две крылатые юные фигуры вырезаны, стоящими в профиль к зрителю (другой стороной они примыкали к плоскости). Обе они опустились на колено и простирают руки к центральной фигуре. В исполнении скульптур ясно сказались творческие особенности Д. Т. Домнина: монументально-декоративный характер форм и следование достижениям классического искусства. Примечательны у ангелов головы, напоминающие античные изображения. Они показывают, как мастер в резьбе из дерева выискивал и достигал красоты обобщенной формы, памятной по классическим мраморным изваяниям. Третий ангел — летящий, — видимо, более ранняя работа автора. Голова этого ангела вырезана с более натуральными чертами.

Монументально-декоративная скульптура XVIII века

Т.Д. Домнин. Голова ангела — фрагмент скульптуры из с. Нижнечусовских Городков.

В величавом, спокойном состоянии изображены два летящих ангела из комплекса с ильинским «Саваофом». Круглые в широких одеждах полные фигуры вырезаны к зрителю лицом, в трудном для передачи движении (ангел в движении влево).

Монументально-декоративная скульптура XVIII века

Летящий ангел из с. Ильинского.

Мы рассмотрели лишь несколько фигур «Саваофа» и ангелов. Но и этот обзор показывает многообразие дарований мастеров декоративной скульптуры. Оригинальность их творений связана с исканиями выразительности и возвышенности образов, монументальной обобщенности форм, декоративного богатства архитектурных ансамблей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *