Музыка        20 ноября 2012        160         0

Музыка в древности

muzyka-drevnostiИстория знает случаи, когда две на первый взгляд совершенно различных области человеческой деятельности внезапно обнаруживают точки взаимного соприкосновения. Между ними перекидывается как бы мост, по которому мысль, переходя от одного объекта к другому, начинает совершать своеобразную работу и прокладывать новую дорогу для дальнейшего прогресса. Такой момент уже наступил, для техники и музыки, сблизив между собою музыканта и инженера. В то время как, первый затрачивает значительную часть своей жизни на изучение искусства управлять определенным физическим аппаратом для того, чтобы получить желанный эффект, инженер, основательным подсчетом и разумною конструкцией, может значительно облегчить его работу, уменьшив во много раз ту утомительную и скучную подготовку, которая хорошо знакома каждому серьезно, занимавшемуся музыкой.

У многих народов музыке приписывается божественное происхождение. Парнас с его обитателями представляет музыкальный центр Греции, гении музыки и танцев окружают трон индусскою бога Индры, а ангельское пение в просторечии является символом тончайшего художественною исполнения. Самое появление музыкальных инструментов рассматривается как явление высшего порядка. Преследуя прекрасную Спрингу, которая волею богов внезапно превращается в тростник, тоскующий Пан устраивает первую свирель. Для изобретения флейты уже требуется искусство Минервы, а лучший струнный инструмент индусов — вину — приносит на землю супруга самого Брамы, богиня Сарасвати. Приведены эти сказания для того, чтобы показать, сколь высоко ценит человечество ту умственную работу, которая во мгле отдаленного прошлого была затрачена на изобретение музыкальных инструментов. Однако, кроме всего этого, потребовалось несколько тысячелетий для того, чтобы был совершен переход от пастушьей свирели к современному духовому оркестру, и чтобы греческая лира превратилась в скрипку Страдивари.

Несомненно, что музыка в древности производила сильное впечатление. Когда Орфей, пробравшись в Тартар, запел и стал ударять в лад по струнам, то, по описанию Овидия, «зарыдали бескровные тени, перестал Тантал ловить убегавшую от него воду… и даже ты, Сизиф, сел на свой камень. Говорят, впервые заплакали тогда растроганные песнею Эвмениды». По библейскому изложению Давид смиряет игрою на гуслях злого духа, мучившего царя Саула, а в Новгородских былинах имеем яркую художественную картину чарующего действия музыки и описания игры Садко, попавшего в морское царство.

Конечно, вряд ли есть основание приписывать такое волшебное действие музыки совершенству самих аппаратов; оно, вероятно, более зависело от уменья ими пользоваться и от меньшей требовательности, которая предъявлялась к игре народами, еще не знавшими гармонии и имевшими во многих случаях упрощенные гаммы. Нужно было проявить много изобретательности и понимания законов акустики для того, чтобы превратить монохорд в современный рояль и доставить возможность наслаждаться той полнотой и звучностью, которою блещут хорошие оркестры. Современный музыкальный инструмент есть весьма сложный физический аппарат и его прогресс не мыслим без участия лиц, обладающих широкими познаниями в акустике и инженерных науках.

Добавить комментарий