Производство ткани, одежды        08 октября 2012        62         0

На Коромандельском Берегу ткут на рассвете

ткут на рассветеПовсюду на свете дети любят рисовать: где есть асфальт — на асфальте, где нет — на песке, на стенах домов, на заборах. Главное, чтобы было широкое плоское пространство, на котором можно изобразить все, что душе угодно: шестиногую корову, девочку с косичками, торчащими в разные стороны и не совсем круглое, но лучистое солнце. Вообще-то везде это рисование пущено на самотек, и чересчур серьезно к нему никто не относится. Кроме, может быть, жителей городков и деревушек на Коромандельском Берегу в юго-восточной Индии. Здесь не только поощряют «творчество самых юных», но и специально учат их рисовать на глиняных площадках перед домами, как только малыши оказываются способны держать в пальцах мел. Но изображают юные художники не кривобокие домики или фантастических зверей, а сложные узоры из переплетающихся линий, звезд, кружков.

…В незапамятные времена стали эти края местом встреч жителей Восточной и Западной Азии. Муссонные ветры гнали сюда легкие суденышки-дхоу из Аравии и джонки из Индокитая и Китая. На коромандельских базарах лавки ломились от фарфора, шелка, йеменских и африканских благовоний, черного дерева и слоновой кости.

Богатели коромандельские порты — Мадрас, Путтуччери, Неллуру, Нагапаттинам, Пуликат. Расцвели ремесла, и прежде всего ткачество. И в орнаментах путтуччерских и неллурских тканей переплелись узоры далеких стран Востока и Запада.

Многое изменилось С тех пор. Стал огромным центром современной текстильной промышленности Мадрас, превратились в сонные небольшие города Путтуччери, Пуликат и Неллуру. Жители их промышляют кто рыболовством, кто ловлей жемчуга, кто огородничеством. Но не забывают они и ткачество.

На глиняных площадках перед домами установлены ткацкие станки, такие же, наверное, как и пять и десять веков назад. Коромандельцы ткут на рассвете, потому что считают, что только в первых лучах солнца наиболее рельефно виден нежный узор, в который сплетаются нити. (Этот станок и ткачей вы видите.)

А образец узора нарисован рядом, на плотно утрамбованной глине. И нарисован он детскими руками. До этого мать или отец показывали ребенку разные образцы, учили его сочетаниям орнаментов.

Но когда он начал рисовать на глине, никто из взрослых не подходил кинему, не поправлял, не советовал. Ибо фантазия малыша должна быть свободной, ничем не скованной. Так рождаются узоры — легкие и неповторимые, как легка и воздушна изукрашенная ими ткань, коромандельское покрывало, вытканное на рассвете…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *