Производство ткани, одежды        12 мая 2012        89         0

Нагрудные повязки

На большинстве памятников I тысячелетия до н. э.- I тысячелетия н. э. женщины изображены с открытой грудью. Это вполне согласуется с многократно высказывавшимися утверждениями исследователей о том, что в общественном строе неарийских народов Индии доминировали матриархальные институты, с которыми был связан обычай, предписывавший женщинам не закрывать грудь. Так, в Южной Индии, судя по литературным памятникам XII в., женщинам Тамилнада предписывалось грудь совсем не закрывать, а женщинам Карнатаки — прикрывать ее левую сторону. У многих каст народов малаяли (штат Керала) и тулу (север Малабарского побережья), сохранявших ряд сильнейших пережитков матриархального строя, женщины не прикрывали грудь до самого недавнего времени (в наши дни этого обычая продолжают придерживаться лишь женщины старшего поколения).

Приведенное выше предписание «Натьяшастры» об обязательности ношения порядочными женщинами одежды, «прикрывающей грудь», можно, видимо, связывать с распространением в Индии семейно-патриархальных институтов арьев: в «Ригведе» говорится об Ушас — богине зари, что «ее грудь явилась взорам, как у блудницы».

Нагрудные повязки

Каменное изваяние богини Сарасвати (штат Западный Бенгал). Одежда — сари-дхоти

На некоторых изображениях женщин I тысячелетия н. э. можно видеть подобие лифчика — неширокую полосу ткани, которую обводили вокруг спины и груди, закрывая грудь либо полностью, либо частично — обычно лишь верхнюю часть (подобно тому как это делают женщины современного Раджастхана).

Такая деталь женской одежды заметна на рельефах и фресках буддийских пещерных монастырей Аджанты III-VII вв. н. э., индусских храмов X в. в Кхаджурахо (например, на фигуре флейтистки), храмов Бхубанешвара (например, на фигуре женщины с мячом), храма бога Сурьи в Конараке и др.

Шарф, который часто изображался на фигурах людей (и мужчин, и женщин) ниспадающим с плеч, возможно, использовался и в качестве длинной шали для прикрытия верхней части тела (хотя бы в прохладные вечера). Однако в произведениях искусства это не нашло отражения, и повсеместно такой шарф имеет вид узкой полосы ткани из-за того, что он или плотно сжат в складки по всей своей ширине, или свит жгутом.

В литературе же часто упоминается ткань для прикрытия плеч и торса, что свидетельствует о наличии двухчастной несшитой одежды. Так, поэт Магха (VII в.) говорит, что женщины в спешке перепутали верхнюю и нижнюю части своих одежд, а это может означать только одно — что обе эти части были прямыми полосами ткани. Драматург Шудрака пишет, что героиня его драмы была одета в два одеяния. Поэт Бана в «Кадамбари» (VII в. н. э.) говорит, что гетера, омывавшая царя, потуже затянула свою нагрудную повязку.

Большой интерес вызывают две женские статуэтки IV в. н. э. из Ахиччхатры (штат Уттар-Прадеш). Они изображают богинь рек Джамны и Ганга (или, точнее, Ганги). На обеих очень ясно показаны нагрудные повязки, охватывающие грудь только сверху, а также с внешних сторон слева и справа и завязанные (или застегнутые?) под грудью. Нижняя половина груди при этом фактически не прикрыта, так как снизу повязки сужаются до объема шнура. Но, повторяем, элементы одежды, прикрывающие грудь женщин, на скульптурных и рельефных фигурах в Восточной и Южной Индии встречаются очень редко, хотя географически они прослеживаются очень широко: почти такой же костюм, как на статуэтке из Ахиччхатры, можно видеть на фигурке с крайнего юго-запада Индии (современный штат Керала), изображающей богиню Дургу и датируемой XVII в. н. э. (лишь грудь у нее больше открыта), и на медной фигурке богини Парвати из Танджавура (Тамилнад), созданной в IX в. н. э. Разница в типах этого «лифчика» состоит в том, что на статуэтках с севера страны полоска ткани как бы стягивает груди одну с другой, а на обеих южных фигурках узкие лентообразные полоски проходят над грудью и под ней и их соединяют вертикальные полоски, прикрывающие соски.

Нагрудные повязки

Каменные изваяния богинь рек Джамны и Ганги (штат Уттар-Прадеш, IV в.). Четко видны нагрудные повязки 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *