Доисторические поселения        25 октября 2012        64         0

Натуфийцы охотники-рыболовы

Известна только одна культура, которая может с основанием претендовать на название переходной. При раскопках в Иерихоне было стратиграфически установлено, что в последовательном ряде культур Палестины так называемая натуфийская культура предшествовала местному неолиту, а неолит Палестины находится, по всей вероятности, в абсолютном хронологическом соответствии с египетским.

Натуфийцы были охотниками-рыболовами и обычно жили в пещерах, расположенных близко от воды и от тех мест, где водилась дичь. Наше представление об их физическом сложении сводится к тому, что это был низкорослый народ, представители которого достигали роста не более 1,50-1,57 метра и имели длинный узкий череп. Подобно современным племенам банту и некоторым древним племенам, населявшим окраины Сахары, они имели обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы. Натуфийцы ловили рыбу на прикрепленный к лесе крючок (их костяные крючки являются, вероятно, самыми древними из всех известных рыболовных крючков) или с помощью тонких костяных гарпунов.

натуфийские рыболовные крючки

Их охотничье оружие было оснащено геометризированными микролитами сегментовидной (на рисунке ниже, 22-26), треугольной (там же, 27-30) и трапециевидной (там же, 31) формы. Эти микролиты покрывались иногда ретушью с обеих сторон (30) — прием весьма необычный в технике изготовления микролитов, неизвестный нигде за пределами Палестины, кроме Гелуана в Египте; в противоположность этому микро-сверла (7-10) являются обычными спутниками производства микролитов.

натуфийские микролиты

В поздненатуфийских отложениях появляются уже, однако, треугольные наконечники стрел с боковыми выемками у основания, сделанными для прикрепления их к древкам.

поздненатуфийские наконечники стрел

Некоторые небольшие ножевидные пластинки вставлялись наподобие зубьев в рукоятки из ребер оленя в вырезанный, вдоль края ребра паз; иногда одному из концов рукоятки придавали форму оленьей головы. Отполированные от употребления края зубьев говорят о том, что эти своеобразные ножи применялись для резки какой-то травы, и вполне возможно, что изображение на рукоятке травоядного животного свидетельствует о стремлении повысить эффективность орудия с помощью симпатической магии. В Мухарет-эль-Ваде (гора Кармил) натуфийцы выдолбили перед жилищем круглые углубления с приподнятыми краями, которые могли служить как для ритуальных целей, так и для толчения каких-то семян. Базальтовые песты, из которых один вырезан в форме оленьего копыта, несомненно, предназначались для дробления чего-то; почему не предположить, что ими толкли семена трав, сжатых ножами из оленьих ребер? Никому неизвестно, что это была за трава, которую натуфийцы срезали и семена которой они толкли, но есть основание полагать, что Палестина была одной из областей распространения дикого ячменя и пшеницы двузернянки. Вполне вероятно, что именно эти однолетние злаки и жали натуфийцы; почему бы они не могли и начать культивировать их? Ведь известно, что они изготовляли из кремня довольно массивные заостренные орудия, которые вполне могли быть использованы для вскапывания земли.

Натуфийцы украшали себя ожерельями, цепочками, браслетами и поясами из раковин с просверленными отверстиями, костяных подвесков, вырезанных в форме зубов оленя; некоторые подвески являются прообразами так называемых бусин с крыловидными выступами, широко распространенных в поздненеолитической Европе. Покойников предавали земле прямо на месте стоянки. Некоторые из них, погребенные в самой пещере, лежали на спине в вытянутом положении, причем десять покойников, расположенных в три ряда, один ряд над другим, составляли как бы отдельную группу. Остальные были погребены на горной террасе перед пещерой, более ранние — в сильно скорченном, а более поздние — лишь в слегка скорченном положении, но и здесь они иногда составляют группы из пяти или семи костяков.

Как уже отмечалось, некоторые стратиграфические данные свидетельствуют о том, что натуфийские поселения относятся к более раннему времени, чем первые поселения настоящих земледельцев в Палестине. Однако определение их абсолютной хронологии зависит от взаимосвязи более поздних и местных культур с культурами Египта и Месопотамии, ибо в долинах Нила и Тигра и Евфрата письменные свидетельства и историческая хронология уводят нас особенно далеко вглубь веков, и именно здесь последовательный ряд доисторических культур отличается наибольшей полнотой. По единодушному признанию, письменные источники освещают лишь небольшую часть раннего периода земледельческо-скотоводческого хозяйства, который в основном документируется археологическими материалами. Тем не менее, последовательные ряды культур в Египте и Месопотамии могут служить стандартным мерилом для культур более отсталых в своем историческом развитии областей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *