Техника живописи и скульптурные приемы        06 июня 2015        151         0

Научные амбиции искусства

Научные амбиции искусства

Вера в математический канон сложилась, как можно предполагать, в греческом искусстве отнюдь не стихийно: она была рождена не только самими художниками, но и философами. Среди последних, ее развитию больше всего способствовали пифагорейцы и платоники. В более поздние времена греки утверждали, что самый термин «канон», первоначально означавший мерку, которой пользовались строители, своим фигуральным значением обязан Пифагору. В эстетическом смысле он был первоначально использован в архитектуре, а затем также в музыке и скульптуре; особенно его популяризировал Поликлет.

Художники древней Греции имели убеждение, что они в своих произведениях применяют и выявляют законы, способные управлять природой, что изображают они не только лишь форму вещей, а и их сущность, неизменную структуру, а также то, что красотой объективной является. Само понятие «симметрия» подразумевало пропорцию, не выдуманную художниками, а присущую именно природе. При таком понимании искусство представлялось неким знанием. В частности, знанием считала свое искусство сикионская скульптурная школа. Это был аналог распространенного среди греков взгляда на поэтов как на «учителей мудрости». Плиний сообщает, что художник Памфил, учитель великого Апеллеса, был выдающимся математиком и утверждал, что без арифметики и геометрии нельзя быть хорошим художником. Научные притязания проявлялись также и в том, что художники не только лепили и рисовали, но и занимались теорией своего искусства. На канон в искусстве они смотрели как на свое открытие, а не как на изобретение, не как на человеческую идею, а как на объективную истину, которую они сумели отыскать.

Свои научные устремления греческие художники связывали с эстетическими устремлениями. Они думали, что только космос заключает в себе гармонию; чтобы искусство было гармоническим, необходимо, чтобы художник познал пропорции космоса и применял их в искусстве. Целью художников было не только субъективное удовольствие зрителей, но и объективное совершенство произведения. Об этом мало писали, но поступали именно в соответствии с таким пониманием: оборотные стороны метоп так же тщательно обрабатывали, как и те, которые были на виду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *