Производство ткани, одежды        30 января 2011        64         0

Найденные образцы

Прекрасные ткани создавали также славянские ткачи в Великой Моравии, как об этом свидетельствуют образцы, найденные в погребениях известных городищ в Микульчице, Старе-Месте, Поганске и сохранившиеся благодаря консервирующему действию металла, на который они налипли. В могильнике «На валах» (около 2000 захоронений) у Старе-Места были найдены образцы более 30 видов ткани. По ним можно было определить как их исходное сырье — лен, шерсть, шелк, шерсть ангорской козы, человеческий волос, так и переплетение. Великоморавские ткачи знали три основных тканевых переплетения: полотняное (самая густая увязка основы и утка, которая постоянно повторяется в ткани, она похожа на штопку носка), саржевое (ткань отличается косыми рядами) и атласное (основные точки переплетения не соприкасаются, ткань имеет гладкую и блестящую поверхность). Все остальные тканевые переплетения — производные от этих трех.

Современные мастера народного художественного творчества изготовили по вышеупомянутым образцам на старых станках, используя традиционную прядильную и ткацкую технику, копии некоторых велико-моравских тканей. Для изготовления шерстяной ткани использовали в основе и утке некрашеную нить, спряденную вручную из овечьей шерсти из окрестности Валашске-Клобоуки. Две копии соткали по типу саржи четырех переплетений, одну из них с типичными саржевыми диагоналями. Основа и уток одной ткани имели правую крутку (волокна нити при прядении закручивали вправо). Направления крутки основных нитей и переплетений перекрещивались, в результате диагонали ткани получились достаточно выразительные. Оба вида пряжи льняных и шерстяных тканей, сотканных по способу полотняного и суконного переплетения, имели правое направление крутки. Пряжа основы была слабее, но скручена равномернее и жестче (больше витков), чем уток.

Оригиналы и копии свидетельствовали о понимании ткачами того, что в основе пряжа должна быть крепче (нити основы и в процессе тканья подвергаются большему напряжению), чем в утке. Эти ткани экспериментаторы замочили в мягкой воде из реки Свратки и подвергли обработке в древней молоточной мялке. Так, по всей вероятности, поступали и ткачи IX века, когда замачивали полотно в мягкой воде рек и ручьев и смягчали его ударами о камень.

Оригинал льняной ткани, сотканной полотняным переплетением, был очень тонкий. На один сантиметр основы приходилось 20 нитей, в утке было от 18 до 21 нити. В копии сделали 10 нитей на 1 см, так как сохранившиеся до наших дней старые станки не позволяют разместить больше нитей.

Основные тканевые переплетения, которые были установлены на образцах великоморавских тканей, а некоторые из них и повторены в копиях, встречаются в домашних тканях и сейчас в Словакии и Моравии. Предполагается также, что великоморавские ткачи применяли и комбинированное ткачество, а именно в основе льняную ткань, а в утке — шерстяную. Такое соединение различной пряжи позволяло создавать ткани, обладавшие высокими качествами. Такие ткани под названием «шерка» сохранились в народном ткачестве вплоть до XX века. Гипотеза исходит из того, что долговечность шерстяной пряжи во много раз превышает стойкость льна. Поэтому у некоторых образцов великоморавских тканей, найденных во время раскопок, отсутствует основа.

О значении ткачества у славян говорит и сообщение арабского купца X века Ибрагима ибн Якуба (посетил также Прагу) о том, что славяне используют тканые платочки в качестве платежного средства. Нам кажется, что это сообщение подтверждает недавняя уникальная находка, относящаяся к IX веку, в погребении в Угерске-Градиште-Сады. Платочек сохранился благодаря коррозии прямоугольной металлической пластинки, которая в него была завернута. Ткань, очевидно льняная, была соткана в полотняном переплетении, с основой более крепкой, чем уток. В основе было 15 нитей на 1 см, а в утке — 18 нитей. Археолог К. Марешова, нашедшая эту ценнейшую вещь, путем эксперимента и расчета определила, что платок был квадратным со стороной 15 см. Такой платок практического применения не имел и скорее всего подтверждает сообщение Ибрагима ибн Якуба. Кроме того, его размер отвечает половине римской стопы, то есть мере длины, бытовавшей в великоморавском строительстве.

И все же ткани служили прежде всего для изготовления одежды. Наши предки, так же как и мы, несомненно, предпочитали суровому полотну пестрые ткани с узором. В Моравской Валахии и других местах в Чехословакии разводят овец с серым, невзрачным руном, но в других местах есть и, несомненно, были в древности породы овец с шерстью богатой цветовой гаммы: белой, серой, красноватой и темно-коричневой. Но кроме того, шерсть можно легко покрасить перед прядением, а также покрасить пряжу или уже готовую ткань. Но перед хранением шерсть, пряжу, или ткань необходимо постирать, так как в естественном виде она содержит жир и поэтому не поддается окраске. Для крашения могли быть использованы различные растительные материалы: голубая красильная вайда, отвар из скорлупы лесных орешков, березовой или ольховой коры. Эти и подобные им красители, несомненно, применялись и в древности. Орнаментальный узор создавался посредством чередования разноцветной пряжи в процессе создания ткани.

В поселении в Лейре экспериментаторы не ограничиваются только производством тканей, они изготовляют также копии одежды, образцы которой частично сохранились в Дании и других Скандинавских странах в массивных дубовых гробах эпохи бронзы, железа и периода средних веков. Там найден целый комплекс одежды: обувь, юбки, пояса, плащи, шапки и даже сетки для укладки женских волос. Экспериментаторы сшили копию одежды так называемой египетской девушки эпохи бронзы, одежду типа «пеплос» (блуза и брюки), которую носили древние греки, а также кельты и германцы эпохи железа. Эту одежду носили и сами исследователи. Сельскую одежду раннего средневековья мы частично знаем по изображениям ее в живописных произведениях и на страницах рукописных книг того времени. Мужчины носили под блузой, стянутой поясом и достигавшей почти колен, брюки, которые плотно облегали икры. Женщины носили широкую юбку, а на голове платок. Такую одежду мы можем встретить и на экспериментаторах в Дюппеле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *