Техника живописи и скульптурные приемы        14 октября 2013        63         0

Назначение Украинских росписей

Назначение Украинских росписей — украшение жилища. Той же цели служат вырезные из цветной бумаги разнообразные фигуры, вышитые рушники, узорные ткани и ковры. Ковры и теперь еще ткут в Подолии, и их можно встретить почти в каждой хате, но все же с общим обеднением ковер постепенно вытесняется из быта в то время, когда привычка к нему и сознание необходимого присутствия его в хате еще сильны. Роспись отчасти заменяет ковер, а иногда и пытается точно повторить его. Встречаются росписи, обычно на стене над постелью, где полагается висеть ковру, воспроизводящие довольно точно ковер; такие росписи и носят название «килимов». Они в точности повторяют основные формы украинского килима: свободный, чаще цветочный, крупный орнамент в средней части, обычно на черном или желтом (в подражание золотистому) фоне и обязательную кайму другого цвета с вьющейся гирляндой. Иногда такой «килим» даже повторяет вызванную техническими условиями работы на ткацком станке уступчатую геометризацию тканого ковра, но не оправданную техническими приемами росписи. Здесь мы встречаем явное подражание, желание дать полную иллюзию подлинного килима.

Вообще, конечно, орнамент росписей не стоит изолировано от других областей народного искусства. Легко проследить их связь и с вышивками, и с резьбой и, особенно, с орнаментом на керамике. Но следует особо отметить значение для росписей тонко и богато разработанного орнамента на «писанках» — пасхальных яйцах. Самая природа вещей — яйца с расписной техникой миниатюры и стены, исключающей, казалось бы, такую технику, и предназначенную для смелых декоративных пятен, — предостерегают от точного подражания писанке в росписи. Между тем в большинстве случаев, когда приходилось наблюдать это явление, даже точное подражание писанке в росписи не нарушало равновесия между материалом, рисунком и техникой; при перенесении с писанки на стену, рисунок не только не утрачивал графической выразительности, но, благодаря своей условной стилизованности, декоративно выигрывал. В с. Студеном, б. Ольгопольского у., удалось встретить росписи, резко выделявшиеся среди других в этом же селе по своим художественным достоинствам. Особенно богато были расписаны сени. По стенам шли огромные вазоны с цветами и поверх них широкая кайма из отдельных растительных фигур. Скупость линий, резкая геометрическая сухость звездообразных цветов, смягченная свободой проведенных смело, от руки, линий, очень напомнила орнамент писанок. Оказалось, что девушка — автор росписи, с писанки и копировала орнамент, точно перенося его в увеличенном виде на стену и комбинируя варианты его. Та же девушка, популярная художница в селе, расписывала, по дружбе, и другие хаты. Удалось и в с. Студеном и в других селах б. Ольгопольского у. собрать несколько росписей, явно заимствованных у писанок, точно их воспроизводящих; не мало также можно встретить переработок писаночных орнаментальных форм, в которых заимствование это прослеживается довольно легко.

В общей массе росписей некоторые резко выделяются несомненной индивидуальной одаренностью их авторов. Таковы только-что упомянутые росписи Ганны Бабченко из с. Студеного, удачно использовавшей для них орнамент писанок и нашедшей свои выразительные линии. Несомненно талантлива Катерина Головенко из с. Сказинец, Могилевского округа, 16-летний подросток, недавно еще пасшая гусей; в своей хате она дала изумительные по графичности своеобразные композиции из букетов, птиц и гирлянд, проявила большое декоративное чутье и чувство краски. Эти девушки своим мастерством оказали несомненное влияние на своих односельчанок, и это явно чувствуется на других росписях их сел. В данных случаях удалось проследить первоисточник влияния, но и в других селах всегда можно определить свой стиль, свою «моду». В одном селе почти в каждой хате встречаются венки, как это можно наблюдать в с. Паневцах и Цибулевке, Каменецкого округа, в других — простейший геометрический орнамент и геометризованный растительный в резкой технике толстых линий, как в м. Макове, Каменецк. окр. и т. д. Близкие друг к другу села и по стилю близки. Часто «мода» какого-нибудь села постепенно захватывает соседнее и окончательно завоевывает его. Иногда побеждает действительно наиболее выразительное и технически более совершенное, но, к сожалению, очень часто горожанин-маляр вытесняет селянина-художника.

Назначение Украинских росписей

Роспись на стене хаты. Ганна Бабченко

В селах, под Могилевом, расположенных вдоль железнодорожного пути (напр., в с. Израиловке), в большинстве хат сохранились свои народные, очень тонкие, в прекрасной синей гамме, росписи, но наилучшими считаются и вызывают подражание две хаты, расписанные евреями-малярами из Могилева; это типичная для провинциальных гостиниц малярная работа при помощи линейки и трафарета. Влияние города сказалось и в стремлении покрыть все стены однообразным рисунком наподобие обоев; такие росписи носят название «шпалер» — часто это просто разграфление всего поля стены на косые четырехугольники, в которые вписывается какой-нибудь повторяющийся простой узор. Он выполняется либо от руки, либо при помощи бумажных трафаретов, которые вырезываются хозяйкой хаты, либо покупаются на базаре. Иногда при помощи трафаретов выполняются и более сложные композиции — тогда выполненные трафаретом цветы и листья соединяются от руки линиями ветвей. Такие росписи распространены в крупных селах восточной Подолии. Росписи — «шпалеры» и простые трафаретные особенно часты в рабочих железнодорожных поселках и селах, расположенных вблизи городов. В селах же более отдаленных все еще царит свободный, наивный и выразительный цветок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *